Темы: Шмини Ацерет, Оцарот
Мудрецы постановили отмечать Симхат-Тора в Шмини-Ацерет. Сказано: «Таков он, путь Торы — хлеб с солью ешь, воду пей, на земле спи, Торой занимайся. Ты будешь счастлив в этом мире, и благо будет тебе в грядущем мире» (трактат «Авот», 6:4).
В книге «Ховот а-левавот» злое и доброе желание сравниваются с водой и огнем. Они не могут существовать в гармонии, находясь в постоянном противоборстве. Но это не означает, что жизнь надо проводить в страданиях. Представим себе человека, который во время ярмарки стоит за прилавком и продает товар. Он знает, что недельного заработка хватит на целый год. Такому торговцу и в голову не придет отпроситься на перерыв, закрыть магазин, ограничить график работы. Продавец готов проводить долгие часы за прилавком и питаться всухомятку — лишь бы покупатели платили деньги за товары.
Рабби Исраэль Любчинский, зять известного праведника из Новардока, глава ешивы в Барановичах, как-то поехал в соседнее местечко. Там он присоединился к группе ешиботников, которые долгими днями и ночами изучали Талмуд. Столовой в ешиве не было, и ешиботники, как тогда было принято говорить, «ели по дням» — каждый день та или другая еврейская семья приглашала к себе на обед одного из учеников.
Надо заметить, что р. Любчинский на момент описываемых событий был автором нескольких важных книг. Некий ешиботник удивился — вы, ученый человек, раввин и автор книг, вместе с нами ходите из семьи в семью в поисках тарелки с супом? Раввин отшутился: «В Теиллим (34:13) сказано: “Человек, желающий жизни, любящий долголетие (дословно — “дни”), чтобы видеть добро”. Сам царь Давид учит нас, что еда по дням приводит к добру!»
В Суккот мы пребывали во временных жилищах. Именно после семи дней праздника мы способны почувствовать радость получения Торы. В трактате «Сукка» цитируется рабби Элиэзер, который сказал: «Что символизируют 70 быков, которых приносят в жертву в Суккот? Они символизируют 70 народов. Чтобы пошел дождь, нужно принести жертву за их проступки (ведь в Суккот Всевышний выносит вердикт о воде). А что символизирует бык, которого приносят в жертву в Шмини-Ацерет? Он символизирует еврейский народ — как если бы царь сказал друзьям, с которыми он провел целую неделю: останьтесь со мной еще на день, а я устрою для вас богатую трапезу».
В середине 19-го века царское правительство предприняло очередную атаку на ешивы. Был издан указ об обязательном преподавании светских предметов ешиботникам. Власть надеялась, что это поспособствует их ассимиляции. Различные еврейские активисты ходили на поклон к министру просвещения, умоляя отменить указ, но всё было тщетно. «Мы ж не запрещаем вам учить Тору, — ухмылялся министр. — Мы просто хотим, чтобы вы знали еще и русский язык, были образованными гражданами».
Раввины собрались на экстренное совещание. Как объяснить министру, что новая учебная программа нанесет ущерб традиционному укладу еврейских местечек? Как намекнуть, что именно из ассимилировавшихся ешиботников получаются революционеры-смутьяны? Один из собравшихся предложил перевести на русский и показать министру благословение, которое читают утром и вечером перед молитвой «Шма, Исраэль»: «Любовью вечной возлюбил Ты дом Израиля, народ Твой. Торе, заповедям, уставам и законам научил Ты нас». Инициатор перевода пояснил: «Царский чиновник прочтет и поймет, как важна для евреев Тора». Внезапно в зале послышался голос рабби Иче из Поневежа: «Если бы мы сами понимали и воспринимали эти строки, нам бы не пришлось их сейчас переводить».
Симхат-Тора — это квинтэссенция изучения Торы. Благодаря исполнению заповедей мы уменьшаем влияние на нас других народов и чуждой культуры. Да сбудутся слова, написанные в молитвеннике!
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.