Темы: Молитва о дожде, Симхат Тора, Шмини Ацерет, Оцарот
Выступает рав Галинский.
Начиная со дня Шмини Ацерет, мы упоминаем о дождях в благословении «Оживляющий мертвых». В Гмаре сказано (Таанит 7 а), что день дождей — событие более великое, чем оживление мертвых. Ведь оживление мертвых уготовано только для праведников, а дожди — и для праведников, и для грешников. Вот почему слова о дождях установили именно в этом благословении. В книге «Аводат Исраэль» сказано, что «день дождей» — это Шмини Ацерет, когда начинают упоминать о дождях. Однако, нам остается понять, что же такого великого в дожде, что он важнее даже оживления мертвых, дарования Торы и сотворения неба и земли (см. там в Гмаре).
Начнем с известных слов из книги Берешит: «И всякого куста полевого еще не было на земле, и всякая трава полевая еще не росла, поскольку Б-г Всесильный не проливал дождя на землю, а человека не было, чтобы обрабатывать землю» (Берешит 2:5). Раши объясняет, что деревья и травы стояли у выхода из земли с третьего дня до шестого. Почему? «Поскольку не проливал дождя». А почему не проливал? Потому что «человека не было, чтобы обрабатывать землю», и чтобы признать ценность дождей. А когда появился Адам и узнал, что дожди нужны миру, он помолился о них. Дождь пошел, и деревья с травами выросли.
Однако, здесь нужно разобраться. Почему, когда появился человек (мудрость которого превосходила мудрость ангелов), он понял, что дождь необходим миру, и помолился о нем?
Во-первых, там было четыре реки. Кроме того, можно было поливать землю водой из глубин. В Гмаре рассказывается (Бава Меция 85 а), что за все годы страданий Раби мир не нуждался в дожде, и когда вырывали редьку, ямка от нее заполнялась водой.
Если уж так, почему после сотворения «мир нуждался в дожде»? Ведь также сказано, что «день дождей тяжел как день суда», и что если бы миру он не был нужен, мудрецы помолились бы, чтобы отменить дождь!
Но как раз в этом и заключается необходимость дождя — чтобы вода не приходила постоянно и сама собой через реки или подземные источники, но чтобы зависела от молитвы и заслуг человека. Ключ от дождей должен оставаться в руке у Всевышнего (см. Таанит 2 б). А тот, чья молитва способна привести дождь, — истинный праведник (Моэд Катан 28 а).
Это напоминает историю, произошедшую со мной. Когда коммунисты пришли к власти в Литве, они запретили ешиву, и она скрылась в подполье. Однажды я пошел в то место, где мы учились, но меня ждала неприятность — навстречу вышел полицейский: «Стоять! Покажи паспорт».
Я показал. Он усмехнулся и спросил: «Где работаешь?»
Не работать в России было преступлением. Иждивенчеством за счет трудящихся. Естественно, учеба в ешиве не считалась производительным трудом.
Я ответил: «Я ищу работу, но не нахожу».
«Пошли со мной, я тебе найду работу!» — отозвался полицейский.
Выбора у меня не было. Меня отвели в швейную мастерскую, где делали носки. Там было одно незанятое место. Меня посадили туда и сказали: «Здесь и работай!» Полицейский позвал начальника отдела, чтобы тот показал мне, что нужно делать. Легкая и скучная работа — сшивать носки. Я бросился работать изо всех сил, и очень скоро иголка сломалась. Швейная машина вышла из строя.
Пришел начальник и заменил иглу. Я снова принялся усиленно шить, и она снова сломалась.
Он опять ее заменил и посоветовал снизить темп. Но я вновь бросился работать, как ураган, а потом позвал его заменить иглу.
Начальник понял, что с такими темпами он останется без игл, и его обвинят в «саботаже» — сознательной остановке производства. Он хлопнул меня по плечу и сказал: «Пошли со мной».
Меня привели в офис и сказали: «Садись». «Неплохое начало», — подумал я.
Начальник произнес: «Думаю, тебя нужно перевести в отдел упаковок».
«Товарищ начальник, — ответил я, — меня привел полицейский и посадил за швейную машину. Не могу отойти от нее».
«Я увольняю тебя», — ответил он.
«Скажите полицейскому, что увольняете, потому что я слишком энергично работал?»
«Лучше отправлю тебя в отпуск», — вздохнул тот.
«А на что я буду жить?» — спросил я.
Мы договорились, что отпуск будет оплачиваемым, и что мне дадут справку, что я работаю. Это называется «наслаждаться всеми мирами». Более того, мне даже заплатили на две недели вперед.
Вечером меня встретил один из рабочих мастерской и стал высказывать претензии: «Не понимаю! Я работаю уже несколько месяцев и получаю лишь половину зарплаты. Вторую половину мне лишь обещают и каждый раз откладывают по всяким мелким поводам и с бесконечными отговорками. А ты только сегодня пришел, и уже получил на две недели вперед!»
Я ему отвечаю: «А что же тут непонятного? В тебе начальство нуждается и боится, что ты уйдешь и переметнешься к конкурентам. Поэтому оно держит у себя твои деньги в залог, задерживает плату, чтобы гарантировать, что ты не уйдешь.
А я им не нужен. Напротив, они хотят избавиться от меня. Они готовы все мне отдать, лишь бы я ушел…»
То же самое понимал и первый человек — Адам. Существует необходимость создать в мире зависимость от Всевышнего. Это чувство нашей зависимости от Него важнее для нас, чем оживление мертвых, чем дарование Торы и создание неба и земли. Ведь для того мы и созданы. И мы, и весь мир. Нам нужно поднимать глаза к небу и каждый раз просить дождя. А Б-г, по принципу «мера за меру», повернется к нам Своим лицом и даст то, о чем просим (Ве-игадта).
Сегодня, отвечает Хана Лернер
Вчера, отвечает Ципора Харитан
27 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Натан Агрес
Известны ли коды, связанные с Ханукой?
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Гади Поллак
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера