«И принесли дочери Цлафхада» (27:1). Дочери Цлафхада предстали перед Моше Рабейну и попросили, чтобы имя их отца не исчезло, и чтобы его наследство перешло к ним. И Всевышний согласился с ними: «Верно дочери Цлафхада говорят» — правда на их стороне.
Давайте выучим из Танаха о достоинстве дочери Израиля и о том, что она — дочь Царя царей над царями.
В книге Шмуэля (1, 17:51) рассказывается о сражении Давида с Гольятом: «И побежал Давид и встал возле филистимлянина, и взял меч, и вытащил его из ножен, и простер его, и отсек ему голову, и увидели филистимляне, что умер их герой, и убежали».
Возникает вопрос: зачем было пророку рассказывать, что Давид вытащил меч Гольята из ножен? На первый взгляд, это совершенно незначительная деталь. Очевидно, что для использования меч нужно сначала вытащить. И стоило ли об этом говорить?
Ответить на это можно с помощью высказывания наших мудрецов, приведенных в комментарии «Кли Якар». Там объясняется, что меч Гольята отказывался выходить из ножен после того, как его хозяин пал от попадания камня из пращи. Давид немало напрягался, чтобы вытащить его, и когда увидел, что это ему не удается, то обратился к «человеку, облаченному в кольчугу», шедшему перед Гольятом, и попросил достать меч для него.
Тот человек ответил: «Я готов это сделать, но при одном условии: когда я пройду гиюр, ты дашь мне еврейку в жены». Давид согласился. Этот человек действительно принял иудаизм. Его звали Урия а-Хетти.
Этот поступок вызвал обвинение свыше против Давида. На Небесах сказали: «Разве можешь ты торговать дочерью Израиля?! Знай же, что свое ты отдаешь ему!» В тот момент свыше было постановлено, что Бат-Шева станет женой Урии. Та самая Бат-Шева, праведная мать царя Шломо, была изначально предназначена быть женой Давида, но была передана Урии — Давид потерял то, что принадлежало ему.
Все это очень удивительно. В тот момент стоял вопрос жизни и смерти, шла война. Благодаря отсечению головы Гольята филистимляне испугались и сбежали. В чем же состояло преступление Давида, решившего в виду большой опасности отдать еврейку замуж за будущего гера? Тем более, речь ведь идет о настоящем гере, который принял иудаизм по доброй воле. Здесь не было никакого запрета.
Ответ в том, что если бы нееврей потребовал от Давида отдать ему в жены дочь Шауля, тот подумал бы как следует и не спешил соглашаться. Ведь нельзя же так быстро соглашаться на такое жесткое условие — отдать дочь царя за вчерашнего оруженосца Гольята! Как вообще можно такое представить?!!
Обвинение против Давида заключалось в том, что не только дочь Шауля считается царской дочерью. То же самое нужно чувствовать в отношении любой еврейки, какой бы она ни была. Еврейка — царская дочь. И не просто царская, а дочь Царя царей над царями. Как можно использовать ее как разменную монету и как товар на рынке?! (Бархи Нафши)
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?