«Не презрю Я их и не возгнушаюсь ими» (Ваикра 26, 44). Один талмид-хахам из Иерусалима рассказал нам об удивительном событии, случившемся во времена Катастрофы:
Будучи в Манчестере, я встретил в синагоге очень пожилого еврея, который произносил Кадиш с особым воодушевлением — настолько необычным, что я удивился и понял: это не просто так. Решился подойти к нему и спросить, почему он так читает. И услышал в ответ рассказ о чистой вере в Создателя.
Всевышнему было угодно, — рассказал старик, — чтобы во времена Катастрофы я побывал в самых страшных концлагерях. То, что мы видели вокруг, было ужасно, это невозможно описать нынешним молодым людям. В смертельном страхе мы ждали, что готовит следующее мгновение, не представляли, что таит в себе будущее.
Я в этот период действительно научился уповать на Всевышнего, благословен Он. С самого первого мгновения в лагере я знал, что, если не сумею сделать этого, для меня все кончится плохо. Я все время повторял: «йешуат а-Шем кэ-hэреф аин» — «Спасение от Всевышнего (приходит) в одно мгновение». Так что меня даже не называли по имени, а прозвали «йешуат а-Шем»…
И вот, когда я был в одном из лагерей смерти, пришел страшный день, когда нас повели к газовым камерам. Мы были одной из «задержавшихся» групп, поэтому понимали, что через несколько минут нас не будет в живых. Нас всех привели в закрытое помещение, к которому примыкали газовые камеры, и я помню как сейчас страшное лицо нациста, да сотрется имя их, который стоял на входе. Он отвечал за то, чтобы ни один из нас не ушел.
В эту ужасную минуту один из друзей постучал мне по спине и спросил: «Ну, что теперь скажешь?» В смысле: чем тебе сейчас поможет упование на Всевышнего?!
Несмотря на всё, я собрался и громко сказал ему: «йешуат а-Шем кэ-hэреф аин» и даже процитировал высказывание мудрецов о том, что, даже если острый меч занесен над шеей человека, он не должен отчаиваться и прекращать ждать милости. Только я закончил цитировать, как из кармана нацистского охранника выпал листок бумаги. И ветром его выдуло из того помещения, где мы находились. Охранник приказал мне подобрать документ и принести ему. Я вышел из помещения, чтобы выполнить приказ, а он все время смотрел, чтобы я не сбежал.
И вот, в эти считанные секунды, пока я был снаружи, дверь помещения автоматически захлопнулась. Видимо, там, где положено, нажали на кнопку. Охранник перед этим еще попытался втащить меня внутрь, но не смог, потому что дверь закрылась. А я понесся в ближний лес.
До сих пор, — завершил рассказ старик, — у меня в ушах стоит крик нескольких моих товарищей: «Не забудь нас! Читай Кадиш!» Они погибли, освятив Имя Всевышнего. За этих евреев я говорю Кадиш уже десятки лет, каждый раз с новым чувством… Да отомстит Всевышний за их кровь! (Бархи нафши)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.