«Не презрю Я их и не возгнушаюсь ими» (Ваикра 26, 44). Один талмид-хахам из Иерусалима рассказал нам об удивительном событии, случившемся во времена Катастрофы:
Будучи в Манчестере, я встретил в синагоге очень пожилого еврея, который произносил Кадиш с особым воодушевлением — настолько необычным, что я удивился и понял: это не просто так. Решился подойти к нему и спросить, почему он так читает. И услышал в ответ рассказ о чистой вере в Создателя.
Всевышнему было угодно, — рассказал старик, — чтобы во времена Катастрофы я побывал в самых страшных концлагерях. То, что мы видели вокруг, было ужасно, это невозможно описать нынешним молодым людям. В смертельном страхе мы ждали, что готовит следующее мгновение, не представляли, что таит в себе будущее.
Я в этот период действительно научился уповать на Всевышнего, благословен Он. С самого первого мгновения в лагере я знал, что, если не сумею сделать этого, для меня все кончится плохо. Я все время повторял: «йешуат а-Шем кэ-hэреф аин» — «Спасение от Всевышнего (приходит) в одно мгновение». Так что меня даже не называли по имени, а прозвали «йешуат а-Шем»…
И вот, когда я был в одном из лагерей смерти, пришел страшный день, когда нас повели к газовым камерам. Мы были одной из «задержавшихся» групп, поэтому понимали, что через несколько минут нас не будет в живых. Нас всех привели в закрытое помещение, к которому примыкали газовые камеры, и я помню как сейчас страшное лицо нациста, да сотрется имя их, который стоял на входе. Он отвечал за то, чтобы ни один из нас не ушел.
В эту ужасную минуту один из друзей постучал мне по спине и спросил: «Ну, что теперь скажешь?» В смысле: чем тебе сейчас поможет упование на Всевышнего?!
Несмотря на всё, я собрался и громко сказал ему: «йешуат а-Шем кэ-hэреф аин» и даже процитировал высказывание мудрецов о том, что, даже если острый меч занесен над шеей человека, он не должен отчаиваться и прекращать ждать милости. Только я закончил цитировать, как из кармана нацистского охранника выпал листок бумаги. И ветром его выдуло из того помещения, где мы находились. Охранник приказал мне подобрать документ и принести ему. Я вышел из помещения, чтобы выполнить приказ, а он все время смотрел, чтобы я не сбежал.
И вот, в эти считанные секунды, пока я был снаружи, дверь помещения автоматически захлопнулась. Видимо, там, где положено, нажали на кнопку. Охранник перед этим еще попытался втащить меня внутрь, но не смог, потому что дверь закрылась. А я понесся в ближний лес.
До сих пор, — завершил рассказ старик, — у меня в ушах стоит крик нескольких моих товарищей: «Не забудь нас! Читай Кадиш!» Они погибли, освятив Имя Всевышнего. За этих евреев я говорю Кадиш уже десятки лет, каждый раз с новым чувством… Да отомстит Всевышний за их кровь! (Бархи нафши)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский