Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Каким должен быть мудрец?

Темы: Мудрецы, Рав Реувен Куклин, Рамбам, Дерех Эрец, Черты характера

Отложить Отложено

Здравствуйте, какими качествами должен обладать талмид хахам?

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый …!

В качестве ответа на Ваш вопрос приведу слова Рамбама в его знаменитой книге Мишнэ Тора (Илхот Дэот, часть 5):

Алаха 1

Как выделяется мудрец среди прочих людей своей мудростью и воззрениями, так должен выделяться и своим поведением в еде, и питье, и супружеской жизни, и в удовлетворении естественных нужд, и речью, и походкой, и одеждой, и путями ведения дел и деловых переговоров. И его поведение во всех этих областях должно быть самым красивым и достойным.

Каким образом? Мудрец не должен быть обжорой, а ест здоровую пищу, не переедая. И не стремится набить живот, как те, кто ест и пьёт, пока живот не вздуется — о таких ясно сказано: «“…и раскидаю помёт на лица ваши” (Малахи 2, 3) — сказали мудрецы: это люди, которые едят, и пьют, и делают все свои дни подобными праздникам. Они говорят: ешь и пей, ведь завтра умрём. И это — обычай грешников, который осудило Писание, сказав: “Ибо все столы полны блевотиной, испражнениями; нет (чистого) места” (Йешаягу 28, 8)». Но мудрец ест только одно или два блюда, и ест от них ровно столько, чтобы поддержать свою жизнь — и ему довольно. Об этом сказал царь Шломо: «Праведный ест досыта, а чрево нечестивых оскудевает».

Алаха 2

Когда мудрец ест то малое количество пищи, которое ему необходимо, он ест его только у себя дома, за своим столом, и не ест в лавке и на улице — без крайней необходимости, чтобы не опозориться перед людьми. И он не будет есть ни у невежд, ни за упомянутыми «столами, полными блевотиной, испражнениями», и не будет принимать участие в многочисленных трапезах, устраиваемых во всяком месте, даже с мудрецами. И он не будет участвовать в многолюдных трапезах. Ему приличествует участвовать только в предписанных Законом трапезах, например, по случаю помолвки или свадьбы — если мудрец женится на дочери мудреца. Праведники и богобоязненные люди ранних поколений не принимали участия в чужих трапезах.

Алаха 3

Когда мудрец пьёт вино, он пьёт лишь столько, сколько необходимо, чтобы смочить съеденную пищу. Тот же, кто напивается допьяна, совершает грех, он достоин осуждения и теряет свою мудрость. А если он напивается пьяным на глазах у невежд, то оскверняет этим Имя Всевышнего. И запрещено пить вино в полдень, даже немного, если только не пить его вместе с едой. Вино, выпитое во время трапезы, не опьяняет; предостерегают только от вина, выпитого после трапезы…

Алаха 7

Во время разговора мудрец не будет кричать и вопить, подобно животным и скотам, не повысит голоса, но будет говорить спокойно со всеми. С другой стороны, когда будет говорить спокойно, должен следить за собой, чтобы не утрировать — чтобы речь его не зазвучала, как речь наглеца. Он первым здоровается с каждым человеком, чтобы люди были расположены к нему, и находит оправдание действиям каждого человека. Говорит те речи, которые делают честь людям, и никогда — об их предосудительных поступках, любит мир и стремится к миру. Если видит, что слова его полезны и будут услышаны, — говорит, если видит, что они не будут приняты, — молчит. Как он поступает? Он не будет пытаться умиротворить своего ближнего, когда тот в гневе, и не задаст ему вопроса о его обете, когда тот принимает его на себя; но подождёт, пока тот остынет и успокоится. И не будет утешать его, когда его близкий человек умер и ещё не похоронен, потому что тот спешит похоронить его, и т.п. И не будет смотреть на ближнего, когда тот совершает предосудительный поступок, но как бы не заметит этого. И не скажет неправду… только ради мира. Итак, его речи могут быть только речами мудрости, или милосердия и т.п…

Алаха 9

Одежда талмид-хахама должна быть добротной и чистой; запрещено, чтобы на его одежде были пятна или она была засалена и т.д. И нельзя ему одеваться ни в царские одежды, например, в золото и пурпур, на которые все смотрят, ни в одежду бедняков, которая делает презренным того, кто её надевает. Но следует ему носить средней стоимости красивую одежду. Его тело не должно быть видно, как это бывает, когда надевают лёгкую льняную одежду, которую производят в Египте. И одежда не должна волочиться по земле, как это бывает у грубых людей, но пусть будет длиной до пят, а рукава — длиной до кончиков пальцев…

Алаха 11

Обычай людей разумных — сначала приобрести ремесло, которое сможет прокормить их, а затем купить дом для жилья, а затем жениться… Но неразумные начинают с женитьбы, затем — если смогут — покупают дом, а затем, в конце дней своих, ищут ремесло или же кормятся подаянием…

Алаха 13

В деловых переговорах мудрец прям и честен, где требуется, говорит «да», где требуется — «нет», тщательно следит, чтобы его расчёты были верными, уступает другим, покупая у них, и не придирается к мелочам. И сразу отдаёт деньги за покупку… Не притесняет никого. Итак, лучше ему быть с преследуемыми, чем с преследователями, с обиженными — чем с обидчиками. О человеке, который поступает подобным образом, сказано в Писании: «…ты раб Мой, Израиль, в котором прославлюсь» (Йешаягу 49, 3).

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: За что уважать себя?

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его