«Поколение переворотов» (32:19)
Хатам Софер говорил, что к его учителю раби Пинхасу, автору книги Аафлаа и раввину Франкфурта, пришла женщина с жалобой на мужа и рассказала, что тот раздает все деньги на цдаку, а дом его в нищете. В это время пришел к нему один бедняк с жалобой на брата-скупца, который копит каждую копейку, а они голодают. Велел рав позвать обоих.
Спросил первого: Почему раздаешь все на пожертвования?
Ответил ему: Ведь не знает человек своего срока (Коэлет 9:12), может, завтра умрет, и не сопроводят его ни золото, ни серебро, ни камни драгоценные, ни жемчуг, а только добрые дела. Потому и раздаю все, так как «праведность пойдет перед ним» (Теилим 85:14).
Спросил рав второго обвиняемого: А ты почему отворачиваешься от бедного брата и нарушаешь слова пророка «и от плоти твоей не скрывайся» (Ишая 57:7)?
Ответил ему: Ведь не знает человек своего срока. Вдруг выпадут мне долгие годы, и в старости, когда иссякнут силы, кто накормит меня, если не то, что накопил я в поте лица, это поддержит меня в дни старости.
Выслушал рав и постановил: каждого из вас убережет Б-г от того, что страшитесь. Первый боится, что завтра умрет, и раздает все, что имеет, поэтому АШем даст ему долгие годы. А того, кто боится долго прожить, Б-г избавит от этого…
И заключил Хатам Софер, что об этом написано: «И увидел АШем и разгневался на Своих сыновей и дочерей», что гневили Его, «и сказал: скрою от них Свое лицо, посмотрю, что с ними будет». И какая останется после них память. И что увидел? «Это поколение переворотов», вместо совершенствования работы над Торой и мицвот, говорят: «Заколем быков и зарежем баранов, будем есть мясо и пить вино, потому что завтра умрем» (Ишаяу 22:13).
До своего назначения главой общины ребе из Пшисхе добывал себе средства на жизнь в портовом городе Данциге, проживая в ахсанье, еврейском доме для странников. Тогда уже распространялось вольнодумие, аскала, и овладело ахсаньей. Раби это было тяжело переносить, он хотел скорее заработать и вернуться под сень «Святого еврея».
Однажды в пятницу вечером, когда он был в гостинице, вино кончилось, надо было его достать из подвала, и вышел хозяин со светильником, освещая дорогу, а за ним слуга с бочонком вина.
Сказал раби: теперь я понял выражение «поколение переворотов». Если бы гой в шабат нес светильник, а еврей — вино, это нормально, но когда все наоборот, тогда это яйн анесах, нееврейское вино, и его нельзя пить.
Это касается каждого из нас! Провозглашаем обязанность делать усилия и провозглашаем обязанность полагаться на Б-га, но все делаем наоборот. Когда речь идет о парнасе, заработке, подчеркиваем обязанность делать усилия, а в отношении заповедей, пожертвований полагаемся на «Б-г поможет». Когда есть духовная опасность нам или детям от места проживания или от плохого общения, тогда полагаемся… Ну, разве мы не «поколение переворотов»?! (מעין השבוע)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский