«Поколение переворотов» (32:19)
Хатам Софер говорил, что к его учителю раби Пинхасу, автору книги Аафлаа и раввину Франкфурта, пришла женщина с жалобой на мужа и рассказала, что тот раздает все деньги на цдаку, а дом его в нищете. В это время пришел к нему один бедняк с жалобой на брата-скупца, который копит каждую копейку, а они голодают. Велел рав позвать обоих.
Спросил первого: Почему раздаешь все на пожертвования?
Ответил ему: Ведь не знает человек своего срока (Коэлет 9:12), может, завтра умрет, и не сопроводят его ни золото, ни серебро, ни камни драгоценные, ни жемчуг, а только добрые дела. Потому и раздаю все, так как «праведность пойдет перед ним» (Теилим 85:14).
Спросил рав второго обвиняемого: А ты почему отворачиваешься от бедного брата и нарушаешь слова пророка «и от плоти твоей не скрывайся» (Ишая 57:7)?
Ответил ему: Ведь не знает человек своего срока. Вдруг выпадут мне долгие годы, и в старости, когда иссякнут силы, кто накормит меня, если не то, что накопил я в поте лица, это поддержит меня в дни старости.
Выслушал рав и постановил: каждого из вас убережет Б-г от того, что страшитесь. Первый боится, что завтра умрет, и раздает все, что имеет, поэтому АШем даст ему долгие годы. А того, кто боится долго прожить, Б-г избавит от этого…
И заключил Хатам Софер, что об этом написано: «И увидел АШем и разгневался на Своих сыновей и дочерей», что гневили Его, «и сказал: скрою от них Свое лицо, посмотрю, что с ними будет». И какая останется после них память. И что увидел? «Это поколение переворотов», вместо совершенствования работы над Торой и мицвот, говорят: «Заколем быков и зарежем баранов, будем есть мясо и пить вино, потому что завтра умрем» (Ишаяу 22:13).
До своего назначения главой общины ребе из Пшисхе добывал себе средства на жизнь в портовом городе Данциге, проживая в ахсанье, еврейском доме для странников. Тогда уже распространялось вольнодумие, аскала, и овладело ахсаньей. Раби это было тяжело переносить, он хотел скорее заработать и вернуться под сень «Святого еврея».
Однажды в пятницу вечером, когда он был в гостинице, вино кончилось, надо было его достать из подвала, и вышел хозяин со светильником, освещая дорогу, а за ним слуга с бочонком вина.
Сказал раби: теперь я понял выражение «поколение переворотов». Если бы гой в шабат нес светильник, а еврей — вино, это нормально, но когда все наоборот, тогда это яйн анесах, нееврейское вино, и его нельзя пить.
Это касается каждого из нас! Провозглашаем обязанность делать усилия и провозглашаем обязанность полагаться на Б-га, но все делаем наоборот. Когда речь идет о парнасе, заработке, подчеркиваем обязанность делать усилия, а в отношении заповедей, пожертвований полагаемся на «Б-г поможет». Когда есть духовная опасность нам или детям от места проживания или от плохого общения, тогда полагаемся… Ну, разве мы не «поколение переворотов»?! (מעין השבוע)
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?