Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Разум, Недельная глава, Народы мира, Аазину, Нахум Пурер, Песнь
Содержание раздела
Большую часть раздела Аазину, предпоследнего в книге Дварим и всем Пятикнижии, составляет песнь, записанная в свитке Торы двумя параллельными колонками. Моше призывает небо и землю в вечные свидетели того, что произойдет с евреями, если они изменят Торе и Б-гу. Он предлагает народу вспомнить историю, как Б-г спасал их от уничтожения в каждом поколении, напоминает, что именно Всевышний управляет из-за кулис мировыми событиями с одной единственной целью: дать возможность сынам Израиля выполнить свою историческую миссию — быть посланниками Творца на земле. Евреи должны вечно благодарить Б-га за обеспечение их нужд в пустыне, за то, что Он привел их в страну, отличающуюся необычайным изобилием, и разгромил их врагов.
Но, как сказано в этой пророческой песне, материальное процветание породит в евреях самодовольство и тягу к удовольствиям, подорвет их нравственность. Они станут поклоняться идолам, морально развратятся. Тогда Всевышний позволит другим народам покорить евреев и рассеять их по свету. Но пусть не думают эти народы, что их «рука одолела» евреев. Б-г напомнит им, что они — всего лишь орудие, которым Он наказывает непокорных сынов Израиля за отступничество и побуждает их к раскаянию. Задача еврейского народа неизменна — они должны привести человечество к высшей правде Творца. Ни изгнание, ни страдания не могут расторгнуть связь между Б-гом и Его народом. На заключительном этапе истории эта близость будет восстановлена, и тогда Б-г обратит Свой гнев на врагов евреев.
Песнь завершена; Б-г дает последнее указание Моше: взойти на гору Нево и приобщиться к своим предкам.
Что такое «шир»?
Почти весь раздел Аазину написан в виде песни. Песня устроена так, что всегда возвращается к одному и тому же месту — припеву, рефрену, как сказано в популярной песенке 60-х годов: «Адресованная Другу, ходит песенка по кругу…». У круга нет начала и конца; он начинается там же, где и заканчивается. Его начало и конец совпадают.
Песня символизирует завершенность, гармоничную целостность. Когда завершились шесть дней Творения, Адам торжественно произнес «Мизмор шир ле-йом, а-шабат» — Песнь дня шабата, которой мы встречаем сегодня каждый шабат. После успешного перехода через Красное море при побеге из Египта евреи возблагодарили Б-га «Песней моря» (Шират, а-ям). Царь Шломо, закончив строительство Храма, сочинил «Песнь песней» (Шир, а-ширим).
Короче, шир (песня) воплощает собой завершение какого-то важного дела; она воспевает ещё один кирпичик в грандиозном здании Б-жественного замысла.
Песнь Аазину прекрасна не только своей неподражаемой поэтикой («Польется, как дождь, учение Мое, будет струиться, как роса, речь Моя, как мелкий дождь на зеленый покров и как капли на траву…»), не только своей сложной мистикой и пророческим размахом. Будучи предпоследним в Торе, раздел с этой песней достойно венчает её. На более глубоком уровне вся Тора — это песнь. В предыдущем разделе Ваелех Б-г говорит Моше и его преемнику Йеошуа: «А теперь напишите себе песнь эту и научи ей сынов Израиля, вложите её в уста их» (31:19). Здесь имеется в виду не только песнь Аазину, но и вся Тора. Ибо мир достигнет полного совершенства и завершенности только на основе Торы. И тогда Б-г, оглядев свое творение, удовлетворенно скажет: «Вот теперь все на месте. Таким я и задумал этот мир. Пользуйтесь, люди».
Глупость, братцы, глупость
«Народ подлый и неумный» (32:6). Комментируя эти горькие слова, обращенные к евреям, Хафец Хаим задает вопрос: «Если вы назвали Реувена подлым человеком, надо ли добавлять, что он к тому же и неумен?» Ведь подлость гораздо хуже отсутствия ума. Не лучше ли было ограничиться одним первым эпитетом?
Ответ можно найти в комментарии мудрецов к пророчествам Ирмияу. Говорит Творец: «Если бы они (евреи) только покинули Меня, но соблюдали Мою Тору! В таком случае Тора вернула бы их ко Мне». Иначе говоря, изучение Торы и еврейский образ жизни восстановили бы веру в Творца. Получается, что, живя без Торы, грешник удаляется и от Б-га.
Возвращаясь к нашему стиху, можно сделать аналогичный вывод: если бы евреи были мудры и учены, они привили бы себе качество благодарности к Творцу и не вели себя «подло». Единственная причина их «подлости» — в их же неразумности, необразованности, потому что они не хотят учить Тору. Короче, подлость есть следствие недостатка ума, и оба определения здесь вполне уместны.
Любопытна и такая фраза: «Когда Б-г давал уделы народам, разделяя людей, установил Он границы народов по числу сынов Израиля»(32:8). Раши объясняет, что после Всемирного потопа люди жили вместе, одним обществом, и хотели построить Вавилонскую башню, но Б-г рассеял их и разделил на семьдесят народов, говоривших на семидесяти разных языках, по числу членов семьи праотца еврейского народа Яакова, которые сошли в Египет.
Хафец Хаим дает иное толкование. В этой фразе Тора обещает народам мира, что границы их стран будут расширяться в соответствии с числом живущих в них евреев. Правителям этих стран следовало бы взять пример с египетского Фараона, который пригласил семью Яакова быть почетными гостями в его государстве (египтяне не прогадали: они были щедро вознаграждены могуществом и процветанием). В конце концов, продолжает Хафец Хаим, какому народу не хочется иметь протяженные и надежные границы? Ведь ради этой цели ведутся многие войны.
Однако в действительности все происходит наоборот. Народы мира не только не приветствуют евреев, которые селятся в их странах, не только не стремятся создать им нормальные условия для жизни и деятельности, но и преследуют, убивают, изгоняют их. В результате эти страны страдают экономически, слабеют в военном отношении, теряют свои земли, а некоторые совершенно распадаются. Короче, ненавистники евреев рубят сук, на котором сидят.
Эту мысль можно продолжить. Мудрецы Талмуда говорили, что Иерусалимский Храм — это канал, по которому на землю спускаются небесные блага. От связи с Б-гом, проходящей через Святилище, выигрывают не только евреи, но все человечество.
Если бы народы мира осознали этот факт, они бы, по словам мудрецов, установили плотную охрану вокруг Храма — чтобы защитить сей уникальный источник своего процветания от посягательств безумцев. Но они сами ведут себя как безумцы: устраивают завоевательные походы, разрушают Храм и Святую Землю — рубят сук, на котором сидят, и ещё гордятся своим достижением, а потом не могут взять в толк, почему несчастья сыплются на них, как из рога изобилия.
Читайте тематический обзор главы Аазину.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.