Темы: Оцарот
«И говорил Моше с главами колен Израиля» (30:2). Мудрецы сказали, что вначале Моше сообщал все Ааарону, потом заходили его сыновья. Потом главы колен, и Моше говорил с ними, и, наконец, весь Израиль, и Моше учил их. Выходит, Аарон слышал все это четыре раза. Потом Моше уходил, и Аарон все повторял. К этому моменту его сыновья слышали это четыре раза. Тогда уходил Аарон, и это повторяли его сыновья. Потом, когда главы колен слышали это четыре раза, уходили сыновья Аарона, и тогда уже все это повторяли народу главы колен.
Поэтому учили наши учителя, что надо повторять все не менее четырех раз.
Но рав «Цуф дваш», зацаль, задал вопрос, почему Моше не повторял это сразу всем, вошли бы все, и он повторил четыре раза подряд?
Но он каждый раз учил на другом уровне. Аарону рассказывал со всеми тайнами Торы, его сыновьям уровнем пониже, соответственно их пониманию, и так далее, проще всего — всему народу.
И так учил нас, что надо разговаривать с каждым на его уровне.
И как мы учили, что есть требования к тому, кто говорит, так и к слушателям. Об этом сказал в Мишлей (12:18) царь Шломо: «Иной говорит — словно разит мечом, а язык мудрых — исцеление». И разъяснял Рабейну Йона: кто подковыривает и обижает словами, будто разит мечом, поражает сердце и делает бледным лицо.
Рассказывал рав Галинский: однажды я выступал в одном месте, пробуждал людей в отношении одного вопроса, и как обычно стал рассказывать истории. Как говорят: «Главное не мидраш (толкование), а майсе, дело» (Авот 1:17) — не толкование, а майса — рассказ.
На что это похоже: на еду и приправу. Без приправ не едят. Но наедаются — от еды. После выступления говорят мне йишер коах, но один сказал «Эту историю уже рассказывал такой в таком–то месте». Да падут его благословения на его голову. Что я подумал в ту минуту?
Оказалось, что он не единственный.
Почему же они не предупредили сразу?
Я сказал им.
Мишна говорит (Авот 5:7): Семь вещей у глупца и семь у мудреца. Мудрец спрашивает по существу и отвечает, как следует, сначала на первый вопрос, а потом на последний; и на то, что не слышал, говорит, что не слышал. А глупец — все наоборот.
И я не понимаю и размышляю.
Умный спрашивает по существу, а глупый не по существу — это понятно.
Умный отвечает, как следует, а глупый нет — и это понятно.
Умный вначале отвечает на первый вопрос, а глупый все смешивает.
Но умный на то, что не слышал, говорит «не слышал». А что же глупый? Неужели говорит «слышал»? Но тогда он лжец, а не «глупый».
Но те, кто дают уроки, рав и духовный наставник, исполняют то, что написано «всякие плоды, новые и старые, сокрыла для тебя» (Шир аширим 7:14). Конечно, они открывают новое, и нет дома учения без хидушим (открытий), но к этому прибавляют и старые тайны, и притчи, и рассказы, подходящие к случаю.
Слушают это умный и глупый. Часть им известна, а часть новая.
После речи подходит хахам и на то, что не слышал, говорит: я такого, такого выступления еще никогда не слышал.
А глупый? Тема его не интересует, часть он не понял, все хидушим для него не имеют значения, но этот рассказ он уже слышал…
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Всевышний приказал Аврааму принести в жертву своего сына Ицхака. Мудрецы считают, что Творец хотел наказать праотца за излишнее милосердие.
Рав Яков Шуб
Как привить детям наши ценности, если в нашем городе еврейская жизнь не так налажена? Почему адвокат гангстера свидетельствовал в суде против своего клиента? Чего не хватало успешному адвокату? Почему Ицхак был готов стать жертвой?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Какова сущность смеха в физическом мире? Что конкретно провоцирует эту универсальную реакцию человека?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Рав Бенцион Зильбер
В каком месте Торы описаны эти события?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.