Сказали наши мудрецы, благословенна память праведников: Когда дал Святой, благословен Он, Тору, птица не щебетала, курица не летала, бык не мычал. Ангелы не летали, сарафы не пели. Море не бушевало и не бурлило, творения не разговаривали, и весь мир молчал, онемев. Тогда прозвучал голос: «Я Г-сподь Б-г твой».
Сказали наши мудрецы, благословенна память праведников, что это явление повторилось еще раз: Ахав, царь Исраэля преследовал пророков Ашема и убивал их, и принудил народ к идолопоклонству. Один пророк остался и выступил против Ахава. Это был пророк Элияу. Чтобы доказать, что Ашем — Он Б-г, а Элияу-пророк его посланец, сообщил он, что не будет дождя иначе, как по его слову. Началась засуха. Пророк Элияу поспешил спрятаться, а Ахав разослал своих слуг искать его во все государства, чтобы заставить его приказать дождю идти.
Странное существо человек: знал Ахав, что сила в руках Элияу, что нет силы у идолов заставить идти дожди, но вместо того, чтобы оставить идолов, он хотел поймать Элияу и принудить его отменить свой приговор…
После двух с половиной лет ужасной засухи, в течение которых пересохли колодцы и реки, не было урожая и корма для скота, приказал Ашем пророку Элияу принять окончательное решение. Пророк открылся Ахаву и поставил ему свои условия: пусть весь народ Исраэля соберется у подножья горы Кармель, а пророк Элияу выступит против сотен священников Бааля в публичном состязании.
Ахав, у которого не было выбора, согласился.
«И подошел Элияу ко всему народу, и сказал: “До каких пор вы будете переминаться с хромой ноги на другую? Если Г-сподь — Он Б-г, идите за Ним. А если Бааль — идите за ним”.»
«И не ответил этот народ ни слова».
И сказал Элияу народу: «Я остался один пророком Ашема. А пророков Бааля четыреста пятьдесят человек. Дайте нам двух быков. И пусть они выберут себе одного быка и рассекут его, и положат на дрова, но огня не подложат. И я сделаю то же с другим быком, и положу на дрова, но огня не подложу. И будете вы взывать во имя божества вашего, а я буду взывать Именем Г-спода. И будет, тот бог, который ответит огнем — Он Б-г!»
«И откликнулся весь народ и сказал: хорошо это слово!» (Малахим, 1:18)
А продолжение известно. Пророки Бааля взывали с утра до полудня, но не было ни голоса, ни отвечающего, и тогда воззвал Элияу к Г-споду: «Ответь, Г-сподь, ответь, и узнает народ этот, что Ты Г-сподь Б-г». И пал огонь Г-спода, и пожрал всесожжение и дрова, и камни, и землю, и воду, которая в канаве, слизнул, и увидел весь народ, и пали на лица свои, и сказали: «Г-сподь — Он Б-г, Г-сподь — Он Б-г!»
У рабейну Хидо, благословенна память праведника, был вопрос. Почему понадобилось пророку Элияу проверка огнем, он мог бы предложить проверку водой. Ведь два с половиной года продолжалась засуха, был голод. Собрался бы весь народ к горе Кармель, пришли бы пророки Бааля и провозгласили: кто сумеет заставить идти дождь, тот и прав, истинный пророк истинного Б-га.
Ответ Хидо, благословенна память праведника, поучителен. Он напоминает, что когда спросил пророк Элияу народ: «до каких пор вы будете переминаться с одной хромой ноги на другую», не ответили ему ни слова. Почему? Так как знал народ в тайне сердца своего истину. Знал, что Бааль — лживый идол. Знал, что Г-сподь — Б-г истинный. Знал — и промолчал. Поэтому если бы ему была предложена проверка дождем, он наткнулся бы на то же молчание. Почему? Так как знал народ, что нет у идолов силы заставить идти дожди. Факт, что два с половиной года была засуха по приказу Элияу, по желанию Ашема! И конечно обращались к пророкам Бааля, но были горько разочарованы.
Только когда была предложена проверка огнем, согласился народ. Почему? Наши мудрецы, благословенна память праведников, открывают нам, что народ полагался на сообразительность пророков Бааля. Они построили жертвенник с полостью внутри и спрятали в ней человека. По их плану он должен был ответить и подложить изнутри огонь… Что сделал Святой, благословен Он? Послал змея, который укусил его, и человек тот умер… (Мидраш «Шмот раба», 15:15).
И передали наши мудрецы, благословенна память праведников, что когда взывали служители Бааля к своим божествам, «что сделал Святой, благословен Он? Заставил мир молчать вверху и внизу, как будто не было творений в мире. Как сказано: “Нет голоса, и нет отвечающего”. А если бы кто-то заговорил, сказали бы: Бааль ответил. Тем более, когда говорил Святой, благословен Он, на горе Синай, заставил Он молчать весь мир, чтобы знали творении, что нет никого, кроме Него!» (Мидраш «Шмот раба», 29:9).
Если бы закукарекал петух, когда взывали служители Бааля, чтобы спустился огонь, даже если бы не спустился к ним огонь, несмотря на огонь, спустившийся с Небес на жертвенник пророка Элияу, не сказали бы «Г-сподь — Он Б-г».
Почему? Потому, что несмотря на то, что не спустился огонь, кто-то прокукарекал…
А при даровании Торы — если бы пролетела курица, когда сказал Святой, благословен Он, «Я Г-сподь Б-г твой», сказали бы: «О, несмотря что Святой, благословен Он, действительно существует, но ведь и курица летает»…
Нам заповедано помнить вечно стояние у горы Синай, состояние получения Торы. Раскрытие Творца Его народу. Но мы должны знать: чтобы помнить это, мы обязаны заставить молчать все другие голоса, как бы «конкурентов» на внимание нашего сердца, говорящих «мы тоже здесь».
Мы обязаны знать, что все становится ничтожным, рассеивается, исчезает пред божественным раскрытием: «Нет никого, кроме Него». (Мааян а-моед)
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?