«Вот я заключаю с ним союз мира» (Пинхас, 25:12)
Тора не говорит обо всем материальном вознаграждении, которое пообещал Святой, благословен Он, Пинхасу, однако на самом деле Пинхас получил самую большую плату, которой удостаивается человек, рожденный женщиной. Пинхас — это Элияу, превратившийся в человека, «видевшего своими глазами двенадцать поколений», то есть жил он очень долго, так, что видел своими глазами двенадцать поколений.
Если это так, почему Тора не описала подробности такого вознаграждения.
Можно сказать, что о вознаграждение долголетием написано ясно, ибо таким образом наложил Святой, благословен Он, на Пинхаса работу «союза мира», включающую также вознаграждение. Поясним наши слова.
Небеса поступают с человеком так, что пока у него есть работа, дают ему жизнь. И несколько раз сказал раби Иехезкель Аврамски, благословенна память праведника, о пасуке «И ангелы спешили», что торопились они, чтобы не отобрали у них работу. И рассказывал он о себе, что когда составлял свою книгу «Хазон Иехезкель» на Тосефту, делал это относительно быстро, издавая книгу за книгой. Когда он пришел со своими книгами к одному из глав поколения, сказал тот ему: «Раби Иехезкель, не торопись». Увидев, что рав Аврамски удивлен, пояснил ему глава поколения: «Нашли мы, что раби Шимон бар Йохай открыл ученикам тайны в день своей кончины, и солнце не зашло, пока он не закончил открывать все, на что было дано ему право! Пусть господин пишет свои книги не торопясь, и удостоится долголетия, пока не закончит их». И так было.
Рассказывают о раве, авторе книги «Оев Исраэль», из Кожница, достигшего преклонных лет, несмотря на то, что всю жизнь был болен и слаб, а когда спросили его, благодаря чему он достиг долголетия. Ответил он: жизнь прекращается в тот момент, когда человек заканчивает свою работу на земле, а я, закончив одну работу, принимал на себя другую в служении Ашему, и потому меня не забирали из этого мира.
И поскольку сказал Святой, благословен Он, Пинхасу: «Вот Я заключаю с ним Мой союз мира», то есть, была наложена на Пинхаса работа посланца союза, он обязан жить вечной жизнью, ведь народ Исраэля делает обрезания все время. Поэтому можно сказать, что Тора ясно описала его вознаграждение.
Из сказанного следует, что возможно это тайна «изменения имени», которое делается для опасно больного, то есть с добавлением имени мы как будто добавляем ему работу в этом мире, и тогда у него есть право жить.
Согласно этому можно объяснить историю, произошедшую с матерью раби Тарфона. Когда он заболел, рассказала она мудрецам, что когда шла в субботу в свой двор, ее сын, раби Тарфон подставлял свои руки под ее ноги, чтобы могла идти по ним. Сказали мудрецы: даже если он сделает так тысячу раз, он еще не дойдет даже до половины того, что требует Тора в отношении уважения матери.
Но разве это был подходящий момент уменьшать заслуги раби Тарфона и обвинять его именно во время его болезни?
Но согласно тому, что мы сказали, они не обвиняли его. Мудрецы хотели сказать, что он еще не выполнил полностью заповедь уважения матери, и поэтому у него есть право жить дальше. (Алейну лешабеах)
«Это Датан и Авирам, призванные от общества, которые подстрекали против Моше и Аарона» (Пинхас, 26:9)
Однажды принял Хафец Хаим участие в собрании, посвященном общественным вопросам. Выступающие требовали выйти открыто против руководителей некоторого лагеря и объявить их отступниками, вместо того, чтобы заниматься ими в шелковых перчатках.
Огорчение делами тех равов, их подходом и результатами привело к тому, что предложение нашло отклик в сердцах присутствующих. Поспешил Хафец Хаим попросить слово.
Написанное отмечает, что Датан и Авирам были призваны от общества. И мы помним, что они донесли на Моше рабейну фараону и подвергли опасности его жизнь (Раши, Шмот, 4, 19). Они восстали против Моше рабейну, когда он пришел спасать Исраэль (Шмот, 5:20). Они остались в Египте, когда народ гордо вышел оттуда (Таргум Йонатан, Шмот, 14:3). После гибели египтян они присоединились к народу, оставили излишек мана, вышли в субботу собирать его, но не нашли, и они же предложили «вернемся в Египет». Короче, «Это Датан и Авирам», злодеи от начала и до конца (Мидраш Танхума, Шмот, 10).
Как относился Моше, будучи равом и царем Исраэля к тем, кто хотел погубить его, восставшим против его пророчества и спасения, желающим вернуть народ в Египет. Выступившим против того, что он говорил, подстрекающим против него и слова Ашема?
Но он не только не наказал их, но даже не предал их отлучению. Они были даже «призванные в особое время». То есть, «сидели до этих пор с Моше и Аароном в то время, когда требовались совет и спасение» (А-эмек давар, 16:2). Как это понять?! Ведь Моше рабейну, знал физиогномику и суть каждого человека, он знал их прошлые дела. И, тем не менее, возвеличил и поднял их в Исраэле!
Объяснение этому, — закончил Хафец Хаим, стукнув кулаком по столу, — в том, что Моше рабейну, зная их природу, постоянно старался «ласкать» их, чтобы обуздать, чтобы не стали хуже! (А-Хафец Хаим эхадаш, Хаяв вэ-пэалав, рав М.М.Яшар)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»