Елизавета II была одной из самых известных личностей последних семидесяти лет. Она присутствовала на бесконечном количестве церемоний, торжественных актов, первый раз в жизни выступила по радио в возрасте 14 лет — с обращением к детям, которых во время Второй мировой войны эвакуировали без семей из Лондона в деревни.
Короче, в связи со своими монархическими обязанностями она была в очень многих ситуациях на первом плане.
Это не мешало ей строжайшим образом защищать всё, что она считала своей личной жизнью, от нескромных взглядов и вопросов журналистов и не позволять им вторгаться в свое личное пространство — как жена, мать и бабушка.
Я задумалась над этим недавно, когда ко мне обратились родители, чтобы посоветоваться о ситуации, которая у их ребенка сложилась в учебном заведении. Я дала некий совет, на что родители резонно ответили: «Так все одноклассники будут знать!»
Хотела сказать: «Объясните ребенку, что это личное» — и промолчала, потому что — где сегодня этот ребенок мог увидеть пример «личного»? И хотя обычно я не склонна к донкихотским войнам с мельницами, всё-таки обращаюсь ко всем: зачем мы выставляем свою личную жизнь напоказ ради нескольких лайков?
Все бесконечные фотографии «нашей счастливой семьи», посты о семейных переживаниях, ссоры или, наоборот, признания в любви по айфону в общественном транспорте и т. д. совершенно отбили у людей ощущение, что есть что-то свое, личное, что не надо делить с окружающими.
А это обесценивает нашу личную жизнь и вызывает либо зависть, либо неуважение людей.
В моем детстве еще не в каждом доме была ванна, люди тогда ходили в общественную баню не ради удовольствия, а по необходимости. И я помню себя ребенком в этой огромной безличной толпе обнаженных. Даже как ребенок я остро чувствовала абсолютную потерю себя.
Знаю, что и сегодня есть такое дорогостоящее развлечение — пойти в хорошую баню. Но думаю, что большинство всё-таки предпочитает свою ванную комнату. Почему же в личной жизни такое огромное количество людей «обнажается» на людях?
А потом, когда у нас действительно есть секрет, сохранить его практически невозможно, так как привычка всё выставлять на всеобщее обозрение работает против нас.
Кроме того, давайте подумаем, насколько это небезопасно в нашем сумасшедшем виртуальном и реальном мире, когда люди совершенно ненормальные и нездоровые видят фотографии красивых женщин и детей. И сколько раз уже случались несчастья из-за этого…
Понимаю, что мне не удастся изменить социальные сети, но всё-таки еврейский подход требует скромности, определенной скрытости личной жизни.
Мы каждое утро молимся: ше-лё таале кинат адам алай вэ-лё кинати аль ахерим («Да не пробудится зависть людей ко мне, а моя зависть — к другим», Молитва раби Йеуды а-Наси после утренних благословений, нусах сфарад).
Зачем же мы пытаемся вызвать зависть окружающих, чаще всего даже совершенно незнакомых? А потом удивляемся, что дети разбалтывают всё.
Так вот, перед Рош а-Шана люди задумываются о том, что исправить в своей жизни.
Может быть, нам стоит поучиться у покойной английской королевы, которая всю жизнь придерживалась правила «My home is my castle» («Мой дом — моя крепость») и так, несмотря на скандалы, связанные с поведением ее потомков, сумела сохранить уважение в глазах всех англичан и колоссального числа представителей мировой прессы.
Давайте оберегать святость нашей семьи, как того ожидает от нас еврейская Традиция. И если уж мы говорим о королевах, то вспомним: над шатром праматери Сары, безусловной королевы еврейского народа, всегда было Б-жественное облако. Оно закрывало всё, что под ним.
И это поразительно, потому что сказано, что шатер Авраама был открыт на все четыре стороны — для гостей.
Предполагаю, что по морали той эпохи Авраам не сидел в одном шатре с женами своих гостей — их принимала Сара. То есть и ее шатер был открыт и гостеприимен, но всё личное в нем было скрыто Б-жественным облаком.
Благословляя детей в субботу, мы просим, чтобы наши дочери были достойны наших праматерей. Вот он — урок для королев.