Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
«Сними свою обувь! Ибо место, на котором ты стоишь, - святая земля!» (Шмот 3:5). Так Б-г сказал Моше, открывшись ему в первый раз в горящем кусту.
Аналогичное указание получил и Йеошуа, когда после входа народа под его руководством в Землю Израиля и начала осады Йерихо, ему явился ангел: «Сними обувь свою с ноги своей, ибо место, на котором ты стоишь, свято оно. И сделал Йеошуа так» (Йеошуа 5:15).
Шла и Мальбим подмечают три отличия в этих стихах:
Первое: в указании, данном Моше, «обувь» обозначается словом наалеха - «твои туфли», «твои ботинки», во множественном числе. Только в русском языке значение многих слов относительно конкретизировано, и как «туфли», так и «ботинки» обозначают именно современные типы обуви, и не могут быть применены к тому типу, что носили во времена Моше. Поэтому его приходится обозначать более общим словом «обувь», а у него нет отдельных единственного и множественного числа, и не скажешь «обувки». В английском же значение многих слов более обобщено, поэтому и здесь наалеха спокойно переводится как «shoes».
Но Йеошуа было сказано снять наальха - «your shue», что по-русски, если бы речь шла о современной обуви, было бы переведено как «твой ботинок» или «твою туфлю».
Итак, различие, но непонятное. Не только потому, что, вроде бы, незачем писать по-разному, но и невозможно: ведь, если причина разувания в том, что ты стоишь на святой земле, то и Йеошуа должен был разуть обе ноги, а не только одну.
Второе отличие: Моше было сказано, что снять обувь надо потому, что данное место - «святая земля» (адмат кодеш). Но Йеошуа было сказано только, что то место «свято» (кодеш), без упоминания «земли».
Третье отличие: после указания, данного Йеошуа, написано: «И сделал Йеошуа так» - снял свою обувь. Но после указания, данного Моше, так не написано.
Почему вообще в каждом случае земля была святой?
В случае Моше, вроде бы, потому, что это была гора Синай, на которой в скором времени будет дана Тора.
Однако этого недостаточно: ведь после самого дарования Торы были сняты все запреты, связанные с ее святостью, такие как восхождение на нее неподготовленных людей или скота. Значит, только во время дарования Торы она была святой, а после уже не была, и до этого тоже.
А в случае Йеошуа вопрос противоположный. Ведь вся Земля Израиля святая. Но это указание было дано не при входе в нее, и не всему народу - да и впоследствии вовсе не нужно, находясь в ней, снимать обувь. Только Йеошуа получил это указание в тот момент, находясь близ Йерихо в начале осады. Почему именно тогда и там? Какая особая святость была в той земле?
Наконец, в любом случае, почему святость земли требует, чтобы человек, стоя на ней, снял обувь?
Объясняют мудрецы: святость земли в обоих случаях заключалась в том, что в тот момент в том месте данным людям открывался Б-г, и таким образом, в том месте становилось более явным и ощутимым Его Присутствие. Ведь и при даровании Торы Б-г «снизошел» на гору Синай и «присутствовал» на ней, отсюда и ее святость на тот момент.
И Земля Израиля в принципе тоже святая потому, что в ней более явно и ощутимо присутствует Б-г, Он управляет ею напрямую, без посредников в лице ангелов, в отличие от других стран, которые даны 70 народам, находящимся под покровительством 70 ангелов.
Но это не тот уровень святости, как место, в котором Б-г открывается конкретному человеку с посланием. Поэтому при входе в Землю Израиля никто не должен был разуться. Но Йеошуа перед осадой Йерихо получил откровение от Б-га (Мальбим, там же), поэтому и должен был разуться тогда и там.
По той же причине, объясняют мудрецы, коаним при службе в Храме тоже снимали обувь: там тоже присутствие Б-га было более явным.
Но почему святость земли - явление Б-жественного Присутствия - требует разувания?
По словам мудрецов, на самом деле человек носит два слоя «обуви». Один - обувь в буквальном смысле, которую изначально изготавливали только из кожи животных. Другой - кожа, да и все тело самого человека - оно считается «одеждой» и «обувью» его души, как сказано: «Кожей и плотью ты одел меня» (Иов 10:11).
Ведь тело создано потому, что не может душа, чистая возвышенная по своей природе, сама по себе пребывать в этом низменном физическом мире. Как нежное тело само по себе не может ступать по грубой и грязной земле. Поэтому, как для тела делается обувь, так само тело является «обувью» для души, позволяющей ей перемещаться в этом физическом мире. По этой причине тело человека (Адама) было создано из земли (адама), чтобы через него душа могла с ней «стыковаться».
Но изначально, до греха Адама ситуация с обувью и одеждой была совсем иной. Ведь, как известно, в Торе написано, что до греха Адам и Хава «были нагими и не стыдились» (Берешит 2:25). Но после греха «узнали, что наги они» (там же 3:7), и Б-г им сделал «одежды кожаные» (3:21).
По словам мудрецов (Мидраш Раба 20:29), выражение котнот ор (כותנות עור) - «одежды кожаные», может также читаться с заменой буквы аин (ע) на алеф (א) - כותנות אור. Звучать будет примерно так же, но означать - буквально «одежды света». По словам Мидраша (Пиркей де-раби Элиэзер 14) это намек на то, каким на самом деле было тело Адама до греха. Хотя у Адама не было одежды, его тело вовсе не было «голым», «обнаженным», то есть недостающим покрытия, несоответствующим окружающей среде. Ибо само тело было другим. Оно было «сияющим», отражающим «догреховную» душу человека - чистую, сияющую.
Но не только душу. Ведь тело, как сказано, было создано для «стыковки» человека с землей. Как же оно стыковалось, когда было таким чистым и «сияющим»?
А так, что и земля изначально была другой. Тоже более «чистой» и возвышенной. Более явно наполненной Б-жественным Присутствием и его сиянием.
Душа нуждалась в теле, ибо она все-таки не физическая, как мир; однако и физический мир был гораздо более «духовным» и «сияющим».
Но грех привел к падению человеческой души, к ее «загрязнению» и «помутнению». В своем истоке, «сердцевине» она оставалась «частицей Б-га», но в результате греха «испачкалась», покрылась слоем «пыли». И тело, служащее ее оболочкой, тоже стало более «мутным» и грубым, не из «света», а из кожи.
И весь мир, созданный для человека и связанный с ним, тоже упал на более низкий уровень. В нем тоже убавилось света и сияния Б-жественного Присутствия, он стал более «грубым и грязным». Так что тело человека продолжило служить «стыковкой» с миром, только чистота души стала в большей степени сокрытой под покровом «пыли», под «мутным стеклом».
Но бывали в истории моменты, когда Б-г открывался человеку. Разумеется, человек должен был быть достойным, но и тогда это делалось не просто так - взял и открылся. Откровение Б-га означает, что в целом в тот момент в том месте Его Присутствие становилось более явным. Несмотря на общую «затемненность» мира, тогда и там эту тьму прорезал луч света. И земля становилась более святой - освещенной Б-жественным сиянием и потому освященной.
Но тогда человек, такой, каким он был после греха, уже переставал с ней «стыковаться». Она была чистой и сияющей, а он - покрыт слоями «кожи-обуви». Таким образом его душа как бы оказывалась «в доме», но продолжала быть обутой в «грубые сапоги», в которых ходят по улице.
Так не дело. И чистый пол испачкаешь, и сам не полностью «войдешь» в дом, не ощутишь его атмосферу и уют, его мягкие ковры. Не «состыкуешься» с ним.
Поэтому - сними обувь. Только так прочувствуешь атмосферу святого места и воспримешь откровение Б-га на нем. Ты этого достоин, у тебя есть допуск внутрь, но при этом ты должен разуться.
Так было сказано Йеошуа, «и сделал Йеошуа так» в то время и в том месте, где ему открылся Б-г. И коаним в Храме так делали - там Присутствие Б-га было более явным на постоянной основе, потому и требовалось разувание для правильной «стыковки».
Но был и более высокий уровень откровения - тот, которого удостоился Моше. По словам мудрецов, все пророки получали свои видения бе-аспаклария ше-эйна меира - «через мутное оптическое стекло», а Моше - бе-аспаклария меира - «через прозрачное оптическое стекло».
То есть даже когда остальным пророкам открывался Б-г, сияние Его Присутствия не полностью пробивало «затемненность» мира, оно пробивалось только через «мутное стекло». Поэтому земля не озарялась в полной мере, а лишь отчасти. Для «стыковки» с такой землей было достаточно снять физическую обувь - внешний слой грубой «кожи» человека.
Но когда Б-г открывался Моше, то сияние Его Присутствия пробивалось через «прозрачное стекло» - и земля полностью озарялась. Почему?
Потому что это этого был достоин Моше. В конечном итоге. Когда достиг своего высшего уровня. Тогда «лучезарным стало его лицо» (каран ор панав) (Шмот 34:29). Это значит, он достиг изначального уровня Адама, при котором самого его тело стало сияющим. Кожа (ор - עור) стала светом (ор - אור).
Поэтому сейчас, в начале пути, открываясь Моше в горящем кусту, Б-г повелел ему не просто разуться. Снять физическую обувь сейчас - это только начало. В конечном итоге Моше должен достичь большего: «снять» также и внутренний слой «кожи-одежды» - подняться на более высокий уровень и очистить саму свою кожу до «прозрачности», снять все слои «пыли» и «мути», и довести душу и тело до блеска и сияния. Так что в конечном итоге все его тело станет «лучезарным».
Отсюда и отличия указаний ему от указаний Йеошуа.
Последнему было велено снять наальха - «свою обувь» в единственном числе. Это, конечно, означало не разуть только одну ногу, а снять только один слой «обуви» - буквально физическую обувь.
Но Моше было велено снять наалеха - «свою обувь» во множественном числе. Все слои! И внешнюю «кожу»-обувь снять, и внутреннюю кожу-«обувь» очистить.
Ибо место, на котором ты стоишь, «свято» (кодеш). Так сказано Йеошуа. Но Моше сказано больше: это «святая земля» (адмат кодеш). Здесь намек: не только место, на котором ты стоишь, свято, но и твое человеческое тело, взятое из земли (адама) и подобное ей, должно быть очищено. Ибо сама земля при откровении тебе будет полностью озарена сиянием Б-жественного Присутствия, вот и тело твое надо довести до «стыковки» с таким уровнем земли.
И поэтому в случае Моше, в отличие от Йеошуа, не написано, что он «сделал так». Ибо второй этап «разувания» - это, во-первых, не физическое действие, а работа над душой и телом, изменение самой сущности человека. А во-вторых, это не то, что можно взять и сделать в один момент, а целый процесс. Поэтому Моше не «сделал» все тогда и там - он снял физическую обувь для сиюминутного откровения Б-га, но вместе с тем начал более долгий процесс очищения всей своей сущности и доведения ее до уровня, на котором его лицо станет «лучезарным».
Теги: Недельная глава, душа, Моше, Адам, Одежда, Йеошуа бин Нун