Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Это вовсе не простой вопрос.
Для тех из нас, кто вырос в России, вроде бы, было просто. Еврей - это одна из национальностей, на которые делятся все люди. Есть русские, есть англичане, есть французы, у каждого своя страна. Но и в одной стране могут проживать люди разных национальностей: в России помимо русских могут жить грузины, армяне, украинцы - или евреи. Как опознать каждого? Бывает, что по внешности или акценту. Проще - по фамилии: если кончается на «швили» или «идзе», явно грузин. На «ян» - армянин. На «ко» или «юк» - украинец.
Что же касается евреев, то такого определенного типа фамилии у них нет, но евреями обычно оказываются носители фамилий, например, немецкого типа: «штейн», «берг», «таль». Или часто «овский» или «ович». А также некоторые конкретные фамилии: Рабинович, Коган (или Каган), Кац, Левит - точно евреи. Ну и во внешности все-таки есть «типичные черты»: большой нос, часто горбатый, черные волосы, часто кудрявые. И произношение иногда своеобразное, например, буквы «р».
Но главное - они умные, умнее среднего. Они - лучшие ученые, музыканты, врачи, юмористы, шахматисты. И в целом активные: диссиденты, оппозиционеры - или бизнесмены, олигархи. «Непропорционально много» их на экранах и страницах газет. Да и те евреи, что не так знамениты, обычно живые, умные, культурные.
Хотя могут быть и занудливыми, и крикливыми, спорщиками. Ну, это обратная сторона активности и ума: иногда от него бывает горе.
Их часто не любят: или раздражает та самая обратная сторона, или вызывают зависть достоинства и успехи. Везде эти евреи…
Но когда эти евреи приезжают, например, в Израиль, где собрались евреи со всего мира, то обнаруживают, что «евреями» называются и другие типы людей, в которых, вроде бы, не наблюдается привычного им «еврейства». Например, те евреи, что приехали с Востока, из арабских стран. Они и по внешности, и по характеру совсем другие, хотя и у них есть свои достоинства.
А есть даже те, что приехали из Африки, в основном Эфиопии. И внешность у них соответствующая.
Как, и это тоже евреи?!
Да и те евреи, что прибыли из Западных стран - Америки, Англии, Швейцарии - все-таки не совсем такие же по характеру, как «нормальные» евреи из России.
Но более того: оказывается, что «нормальными», «обычными» евреями считают себя только они сами. Для остальных же они - «русские»! В России «русскими» были местные, а они называться этим словом права не имели, они были «евреями». Но в Израиле - наоборот, они «русские». И уже это слово произносится не всегда положительным тоном.
Они культурные? Да, но это именно русская культура. В мире особенно никто даже Пушкина не знает. Тем более Высоцкого, Ильфа и Петрова, «Ну погоди». И мушкетеры у них совсем другие, и Холмс тоже - таких изначально иностранных героев русская культура «переварила» и сделала «своими», но известными в таком виде только себе. И евреи из других стран по культуре и менталитету совсем другие.
Вот только «норму» даже среди них невозможно определить однозначно: американские и йеменские евреи кардинально отличаются не только от «русских» евреев, но и друг от друга. «Русского» еврея часто можно опознать по особому акценту в иврите - но и американского тоже. И «американец», кстати, тоже в Израиле - не обязательно «почетный титул», над некоторыми его чертами могут подсмеиваться.
Так кто же все-таки такой еврей?
Этот вопрос действительно занимает этнографов. Ведь по их определению (если упростить) «народ» - это общность людей, объединенных тем, что живут на одной земле и говорят на одном языке. Русские живут в России и говорят по-русски, немцы - в Германии и говорят по-немецки. А также, живя вместе и общаясь между собой, взаимно влияют друг на друга и вырабатывают менталитет и культуру, общую для «своих» и отличную от «чужих».
Но евреи в этом плане все разные: каждые живут в своей стране и говорят на ее языке, перенимают ее культуру и менталитет. Нет, не до конца - они продолжают выделяться и отличаться, и для коренных жителей остаются «евреями». Но встретившись с выходцами из других стран, по отношению к ним они оказываются именно что «русскими» или «англичанами».
Некоторые пытаются выявить какую-то общую генетику. Может быть, она и существует, но вот вопрос: любой нееврей, принявший иудаизм и прошедший церемонию гиюр, становится полноценным евреем. Хотя его гены при этом никак не меняются.
И его раса тоже. Зря нацисты тратили время на анализ «арийского» типа людей и других рас. Любой, самый чистокровный, голубоглазый и светловолосый немец (коими сами нацистские главари как раз не были), прошедший гиюр, становится полноценным евреем. И китаец тоже. И чернокожий. И кто угодно из разных образовавшихся в последнее время смесей. Не меняя ни цвет кожи, ни форму глаз, ни размер носа, человек становится евреем!
Так что же тогда объединяет всех евреев? Вера в одного Б-га? Так ведь даже не все теперь в Него верят! Тогда как европейцы, вроде бы, являясь единоверцами, все равно были расколоты на разные враждующие народы. В Средние века католики между собой не всегда ладили, сегодня, как известно, среди православных есть проблемы единства. А на Ближнем востоке, вроде бы, все мусульмане, и посмотрите, что творится. Да и в любом «нормальном» народе есть свои споры на самые разные темы, и не считать же разными народами консерваторов и либералов в каждом государстве, или сторонников и противников абортов в Америке и т.п. Так что убеждения и вера могут быть всякими, но народ один. Как же с евреями?
Как образовались разные народы?
Это уже обсуждали. В результате греха Адама изначально центральная и сбалансированная душа человека отклонилась от «золотой середины», нарушила свое равновесие и стала вдаваться в разные крайности. И сам Адам, и каждый из его потомков стал человеком определенного характера, который смотрел на центральную истину и воспринимал ее только с одной стороны, и не мог увидеть и понять другую.
Однако изначально это положение еще можно было исправить путем объединения всех людей: тогда разные люди могли мирным путем сбалансировать друг друга, объяснить друг другу разные стороны дела и сообща прийти к центральной истине.
Но следующий виток истории похоронил и эту надежду. Люди действительно объединились - но только для того, чтобы сообща «воевать с Б-гом». Поэтому Он «смешал их языки» - и укоренил каждого человека в своем мнении и менталитете, в результате чего разногласия стали непреодолимыми. Так человечество утратило единство и раскололось на разные народы. Каждый стал управляться своим ангелом - питаться своими духовными силами, и каждый получил свою землю, которая кормила его этими силами посредством своих плодов. Как говорит мидраш, эти ангелы-покровители окружали Небесный трон. Таким образом, в духовном плане их народы становились по кругу вокруг центра. Да и физически (географически) во многом тоже: Западные и Восточные народы являются таковыми и по местоположению, и по менталитету.
Но центр не должен был оставаться пустым. Да и цель человечества - все-таки восстановление равновесия и возвращение на «золотую середину». Как же это будет осуществлено, если все народы объединиться не могут, и каждый остается на своей стороне, со своими крайностями?
Ответ Б-га: должна появиться новая общность людей, которые сумеют подобным образом объединиться и вместе образовать уравновешенную душу. А там и способствовать единению всего мира.
Эту новую общность людей и основал Авраам. Он отверг господствовавшее тогда идолопоклонство - поклонение каждым народом своим ангелам и «звездам» - и пришел к выводу, что можно и нужно наладить связь со стоящим над ними единым Б-гом.
Таким образом, Авраам фактически вернулся к центру и встал «под Б-гом». Тем самым, по крайней мере в отношении себя, он повернул вспять процесс, произошедший в результате греха Адама. Преодолел «центробежную силу», которой стала подвержена человеческая душа, взошел опять на центральную вершину. «Весь мир стоял по одну сторону, а Авраам по другую» - весь мир стоял по кругу, напротив центра, а Авраам - в центре.
Но сам еврейский народ, произошедший от Авраама, не остался на одной точке. Завершивший совершенствование еврейской души Яаков («красота» которого была поэтому уподоблена изначальной красоте Адама) породил двенадцать колен. Все они считаются еврейскими, но, тем не менее, не находятся на одной точке. Яаков дал им разные благословения (Берешит 49), подчеркнув различия в их ролях, и повелел им занять разные стороны вокруг своего гроба на похоронах. По этим же сторонам от центральной Скинии велел Б-г расположиться их потомкам, разным коленам в пустыне (Бемидбар 2).
Получается, что сам еврейский народ состоит из разных ветвей, расположенных по кругу.
Но ведь мы знаем, что по кругу расположены разные народы! Россия с одной стороны, Америка с другой, Ирак с третьей и т. д. Ибо каждая сторона представляет свое духовное направление, иную доминирующую черту характера, другой менталитет, другую культуру. По этой логике получается, что и разные ветви еврейского народа, образующие круг, должны считаться разными народами!
Более того, кругу (семидесяти) народов, как мы сказали, соответствует круг (семидесяти) языков. Каждый язык - не просто способ выражения мыслей, но и отражение менталитета говорящего на нем народа. Даже близкие по типу языки представляют родственные, но отдельные народы. Даже один и тот же язык может несколько видоизмениться, когда говорящая на нем часть народа отколется и сформирует отдельную нацию - как видоизменили американцы английский, обозначая многие объекты и идеи другими словами, и произнося даже старые слова слегка по-другому; американца легко отличить от англичанина по говору.
Так вот, в этом плане еврейский язык тоже интересен. Ведь разные ветви еврейского народа тоже произносят одни и те же слова изначально единого языка по-разному. Произнося начало благословения («благословен Ты»), сефарды говорят барух ата, ашкеназы, точнее, представители «литовской» ветви, говорят борух ато, а хасиды - бурих ату. Одни говорят «о», другие «ой», а некоторые «ау». Конкретно эти «ой» и «ау» явно перекликаются с немецким «ау», после того как их носители пожили в соответствующем регионе. Да и само слово «ашкеназ» - это всего лишь еврейское название Германии. А «сфарад» - Испании. То есть ашкеназы и сефарды - это соответственно «немцы» и «испанцы». Потому что жили в этих странах и развили характеры соответствующего типа. («Испанский» - времен арабского владычества, когда у тамошнего еврейства был «золотой век».) И помимо разного произношения еврейского языка выработали также особые «еврейские» языки, являющиеся сочетанием еврейских слов и искаженных немецких и испанских - соответственно идиш и ладино.
Также, четырем основным еврейским лагерям соответствуют четыре нееврейских царства, тоже расположенные по разным сторонам от центра.
В свете всего этого только усиливается вопрос: кто такой еврей? Что объединяет всех евреев и позволяет им считаться единой общностью?
Ответ представляется таким.
Действительно, если определять народ как людей, живущих на одной земле и говорящих на одном языке, то евреи «народом» не являются. Они представляют собой не один народ, а целый спектр народов.
Звучит сенсационно?
Почему, надо просто повнимательнее почитать Тору. Б-г говорит Яакову: гой у-кеаль гоим мимха ецеу - «Народ и общность народов от тебя произойдут» (Берешит 35:11). От Яакова произошли только евреи, поэтому Раши (Дварим 33:3) объясняет, что идет речь о будущих коленах, родоначальники которых на тот момент еще не родились. «Народ» - колено Биньямина, а «общность народов» - колена Эфраима и Менаше, будущих сыновей Йосефа. Раши заключает: каждое еврейское колено обладает особой важностью и ценностью и называется «народом» (ам).
Но значит ли это, что евреи не являются одним целым?
Нет, не значит. Скажем так: евреи - это не народ и не раса, и не нация. Это мир.
Существует общий мир рас и народов, а параллельно ему существует также и еврейский мир рас и народов. Каждый представляет собой круг «наций», расположенных по разные стороны от центра.
Есть на свете русские, немцы, американцы - а есть русские, немецкие и американские евреи.
То есть можно сказать, что Россия - это не просто страна, где живут русские. Это почва, которая «выращивает» людей определенного характера, менталитета и культуры, но которые при этом могут быть неевреями или евреями. И Германия, и Америка, и остальные страны. Каждый из этих типов характеров - «русский», «немецкий», «американский» - это одно из направлений от центра, в котором может развиться человеческая душа. Один из «радиусов», двигаясь по которому, мы найдем и еврейскую и нееврейскую душу соответствующего типа. Они стоят по одну сторону от центра, но в то же время принадлежат разным кругам.
Разница между этими кругами такова: народы нееврейского мира разъединены между собой еще со времен Вавилонской башни. В результате каждый народ, со своими определенными качествами, не уравновешивается носителями противоположных, и его заносит в свою крайность, что только больше отдаляет его от «золотой середины» - и от других народов. Результат - постоянные конфликты, неспособность посмотреть на центральную истину с другой точки зрения и понять противоположную сторону.
Тогда как народы еврейского мира объединены между собой. Разные, противоположные по характеру ветви уравновешивают друг друга и создают единую, гармоничную, пусть и пеструю общность, центр которой находится на «золотой середине». Поэтому они могут именоваться одним словом: «евреи».
Таким образом, наша «духовная карта мира» выглядит так: в центре Скиния, изначальное место человека, «под Б-гом». Вокруг нее - еврейские «народы» - лагеря и колена, разные, но образующие единый круг. А вокруг них - другие народы, тоже образующие круг, но не единый, а раздробленный, части которого, не удерживая друг друга, в большей степени удалены и друг от друга, и от «золотой середины». После того, как это произошло с изначальным общим кругом, евреи сформировали новый общий круг, который, таким образом, стал «внутренним».
Другие народы, оставшиеся на раздробленном «внешнем» кругу, понимают, что было бы лучше объединиться и избежать конфликтов, стоящих столько крови и ресурсов. Но до прихода Машиаха они не могут это полностью осуществить; попытка создать «Организацию объединенных наций» в полноценное объединение не вылилась. Слишком далеко они друг от друга отдалились, слишком велико недопонимание.
Зато «объединенными нациями» поистине могут называться евреи. В свете сказанного, именно такую сущность они и представляют.
И весь мир тоже мечтают объединить, часто являясь интернационалистами. Ибо чувствуют, что все ветви обладают достоинствами и в конечном итоге должны объединиться в центре. В связи с собственной центральностью ощущают себя «гражданами мира», имеющими отношение ко всем ветвям и обладающими способностью связать их всех вместе. Ибо в конечном итоге это и должно произойти - когда придет Машиах. Остается в очередной раз помолиться о его скором приходе. И тогда, как мы молимся в Рош а-Шана, «образуют они все единую связку (агуда ахат), чтобы исполнять волю Твою от всего сердца».
Теги: Авраам, Еврей, Колена Израиля, еврейская история, ашкеназы, сефарды, неевреи