Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Выкупающий пленного за сто динаров или дающий подаяние бедному в сто динаров, что есть все, чего бедному недостает, не сравнятся с тем, кто выкупит десять пленных или восполнит недостающее десяти беднякам, каждому по десять динаров.»Орхот цадиким. Щедрость

Эйсав — несостоявшийся изгнанник и объединитель

Отложить Отложено

При чем тут Четыре царства?

Опасаясь, что смерть близка, Ицхак вызвал к себе Эйсава, которому намеревался дать благословения, и сказал ему: «Возьми свои орудия, твою перевязь и твой лук, и выйди в поле, и налови мне добычи» (Берешит 27:3).

Мудрецы (мидраш Берешит Раба 65) толкуют эти слова так: «свои орудия» - это Вавилон, «твою перевязь» - это Персия, «твой лук» - это Греция, «и выйди в поле» - это Эдом-Рим. То есть тут намек на Четыре царства, которые впоследствии господствовали над миром и еврейским народом, и подвергали его изгнанию.

Но при чем тут они? Особенно в свете того, что речь идет об Эйсаве, который был не прародителем еврейского народа, а как раз одного из этих царств - последнего, Эдома-Рима, самого мощного и подвергнувшего еврейский народ самому трудному и продолжительному изгнанию.

Изначальная роль Эйсава - охотник, боец, а также…

Почему такой человек, как Эйсав, вообще родился в семье праотцов, у Ицкака и Ривки, вместе с Яаковом?

Потому что он тоже должен был стать одним из праотцов. Нет, не таким, как Яаков. Ведь они были очень разными. Как говорит сама Тора (там же 25:27), Эйсав был йодеа цаид - «умельцем ловить», то есть искусным охотником, иш саде - «человеком поля». А Яаков - иш там - «простым, честным человеком», йошев оалим - «пребывающим в шатрах» и изучающим Тору. Яаков не бог быть глупым - для глубокого анализа и понимания Торы нужен мощный интеллект. Но не мог быть глупым и Эйсав - для успешной охоты тоже нужен ум и чутье.

Только это разные по складу умы. Яаков, несмотря на глубокое понимание и мудрость в Торе, в жизни был «простым» и «честным». Как объясняет Раши, «он не был экспертом во всех этих [хитростях, в которых был искушен Эйсав]; он не умел хитрить». Он был «рассеянным профессором», который разбирался в хитроумных формулах в своих книгах, но необязательно в хитроумных людях за пределами своих стен, в «поле». Тогда как Эйсаву было необходимо именно знание и понимание «поля» - для успешной охоты, а впоследствии - рынка, для успешного ведения бизнеса.

Ибо такими изначально были задуманы их роли: Яаков изучает Тору и отвечает за духовность, науку и культуру. А Эйсав - охотится и отвечает за экономику, а также безопасность. Занимается боевыми искусствами - и для охоты за добычей, и для отражения угроз.

То есть Яаков и Эйсав должны были распределить роли примерно так же, как сделали впоследствии потомки Яакова Иссахар и Звулун: последний занимается торговлей и делится заработками с Иссахаром, а тот изучает Тору и делится наградой со Звулуном. Это уже обсуждали.

…объединитель

Но это еще не все. Ведь миссия еврейского народа - не просто жить самому по себе. Как мы прояснили, после того, как человечество, начиная с греха Адама, отклонилось от центральной уравновешенности характера и раскололось на разные народы, образовавшие круг вокруг центра, в самом центре встал Авраам и основал новый народ, еврейский. По сути, сами евреи - это целый мир, тоже состоящий из «народов» - людей разных характеров, расположенных вокруг центра. Но, в отличие от остального мира, еврейские «народы» объединены. В результате склонности каждого из них уравновешены противоположными и не впадают в крайность. Так весь круг более «компактно» собран вокруг центра, становясь внутренним по отношению к нееврейскому.

Но в конечном итоге все человечество должно объединиться. Просто после Вавилонского рассеяния оно утратило возможность добиться этого самостоятельно. Когда все раздроблены и отклонены от центра, никто не может и сам себя потянуть обратно, и других вернуть вместе с собой и в процессе этого объединить.

А вот тот, кто уже находится в центре, может потянуть к себе других, вытянуть и объединить. Да, для этого тоже потребуются силы. Но все-таки позиция позволяет.

Но.

Для того чтобы так всех объединить, нужно установить со всеми связь. Чтобы было, за что потянуть.

Но если ты все время сидишь в своем шатре, у тебя мало будет шансов войти в контакт с внешним миром. А если как-то и столкнешься с его представителями на улице, на отдыхе и т. д., то тебе будет нечего им сказать. Ибо будете буквально представителями разных миров. Которые в лучшем случае просто расходятся без слов, а в худшем смотрят друг на друга косо и ощущают угрозу. Ведь внешность разная, у каждого своя «норма», и иная внешность выглядит «ненормально», «чудно», а чуждое, непонятное часто кажется угрожающим. А если и начинают говорить, то «на разных языках»: у каждого свои выражения, да и свои идейные установки, и высока вероятность недопонимания.

Поэтому для того чтобы по-настоящему устанавливать контакты между народами, нужно и буквальное знание иностранных языков, и изучение менталитетов, истории и т. д. Но и для установления контакта просто между разными людьми надо уметь общаться, заводить беседы и знакомства, понимать людей, знать, что и когда им говорить (и не говорить). И это не у всех получается в одинаковой степени.

И в свете описанной разницы между Яаковом и Эйсавом наведение контактов с другими людьми, тем более с внешним миром, должно было больше получаться у Эйсава. Такой человек, как Яаков, мог налаживать контакты с теми, с кем мог говорить на своем научном, «профессорском» языке. Да и все-таки религии с их терминологиями и жаргонами у всех народов разные, поэтому речь могла идти скорее о наведении контактов с себе подобными мудрецами Торы, когда их станет много, и они образуют свой «мир Торы».

С внешним же миром наводить контакты больше способен тот, кто и так «по долгу службы» с ним соприкасается - Эйсав. Ему предстояло не только «входить в контакт» с противниками во внешнем мире, в процессе борьбы, но и входить в контакт с представителями того мира для всех нужных целей. Ведь если он добывает пищу не буквально охотой, а бизнесом, то нужно уметь и бороться, «охотиться», и поддерживать позитивный контакт, устанавливать деловые отношения.

Неотъемлемая часть этого дела - умение говорить с людьми. А Эйсав умел. Собственного отца он в конечном итоге цаид бе-фив - «ловил устами», завораживал речами, представляя себя как праведника. И других, конечно, умел завораживать. Создавать о себе позитивное впечатление - рекламировать, пиарить. В бизнесе все это необходимо.

Но и в целом при наведении контактов. Мир несовершенен, люди бывают самые разные, и во многих случаях невозможно добиться позитивных результатов, говоря прямо и называя вещи своими именами. Хотя в большинстве случаев, если ты не бандит, не следует вынимать нож, но временами не помешает, если кому-то немного подпоешь, а кому-то покажешь медный грош. (Хотя с три короба лучше все-таки не врать.) Надо понимать людей и уметь говорить «на их языке», знать, что действует на каждого из них.

Всеми этими умениями обладал Эйсав. И ему предстояло не только использовать их для собственной выгоды - наживы, заработка для себя и семьи - но и для общего блага. Наводя со всеми контакты, он мог двигать весь мир к сотрудничеству, к взаимному наведению мостов и, в конечном итоге, к объединению. Чем больше контактов и общения, тем больше шансов для достижения понимания, преодоления противоречий, сближения позиций - и возвращения каждого народа из своей крайности ближе к центру.

Так, в течении истории, особенно в Средние века, когда весь мир был разделен и расколот на разные миры, именно еврейские торговцы образовывали международные сети и таким образом служили средством связи между разными народами.

Праотцом таких евреев и должен был стать Эйсав. Для чего и предназначалось благословение, которое Ицхак собирался ему дать.

Поэтому для того чтобы удостоиться этого благословения, Эйсав должен был закрепить эту роль в качестве своего будущего предназначения.

Выйди «в поле» и вытяни силы царств из крайностей

В этом и состояло задание, которое дал ему Ицхак: возьми все свои орудия, выйди в поле и налови мне добычи. Не просто заработка и еды. Соприкасаясь с внешним миром, с Четырьмя его основными силами, царствами, окружающими еврейский круг, Эйсав должен был бороться с «центробежной силой» греха Адама и поколения Вавилонской башни, и потянуть эти силы царств к себе, к духовному центру, к Ицхаку. Либо самих людей потянуть в центр со всех четырех сторон света, либо, если не получится, хотя бы питающие их духовные силы - перенять те положительные качества, которые у них все-таки есть, и вернуть в центр - к своей умеренной форме.

Другими словами, сделать то, что предстоит проделать евреям в изгнании. Соприкоснуться с другими народами, иметь с ними дело, вести бизнес, но и оказывать на них позитивное влияние и тем самым возвращать ближе к центру. Направлять их черты характера в русло умеренности, чтобы эти качества меньше склонялись к крайностям, превращаясь в недостатки, а больше становились достоинствами. А насколько не получится повлиять на людей, то перенять их качества, чтобы самим исправлять их и делать умеренными. Если невозможно полностью повлиять на немцев и излечить их от черствости и жестокости, то хотя бы немецкие евреи должны перенять немецкие черты в умеренном виде и стать аккуратными и упорядоченными. И так все народы мира и соответствующие им еврейские «народы».

А временами кто-то из местного населения может испытать влечение к еврейскому народу и присоединиться к нему - это значит, вернуть свою духовную силу, свою национальную черту, не просто ближе к центру, а перенести ее с внешнего круга на внутренний, сделать ее еврейской, умеренной. Превратиться из немца в немецкого еврея. Так тоже силы Четырех царств притягиваются к центру.

В этом смысл утверждения мудрецов (Псахим 87а): евреи были подвергнуты изгнаниям лишь для того, чтобы к ним собрались прозелиты (герим). Как поясняет автор книги «Ор Гедальяу», это значит и буквально прозелиты - целые человеческие души, со своими силами - и вообще отклонившиеся духовные силы других народов, включая их качества, которые евреи могли бы перенять и таким образом исправить, сделать снова умеренными.

Именно для этой цели евреям предстояло выйти «в поле» и вступить в контакт с другими народами. И именно эту роль предстояло сыграть Эйсаву. Он должен был стать прародителем тех евреев, кто это будет делать. А поскольку праотцы еврейского народа должны были не просто его породить, но проложить ему путь на всех этапах его истории, Эйсав должен был проложить этот путь своим потомкам. Что и поручил ему Ицхак: выйди в поле и покажи, что способен проложить этот путь, и тогда удостоишься благословения для себя и для потомков, оно поможет в этом деле.

Не вытянул, а втянулся

Но Эйсав с этой ролью не справился. Да, он вышел «в поле» и соприкоснулся с внешним миром. Но вместо того чтобы потянуть его к себе, он сам потянулся к нему. Вместо того чтобы потянуть его духовные силы к центру - позитивно воздействовать на другие народы или перенять их черты, превращая их в умеренные, - Эйсав позволил тем народам негативно воздействовать на себя. Дал своим качествам дойти до крайности и сам превратился в один из нееврейских народов.

Другими словами, Эйсав должен был продолжить дело Авраама: тот преодолел «центробежную силу» греха Адама и поколения Вавилонской башни, «вытянул» и вернул себя, свои черты из пагубных крайностей обратно к золотой середине, и основал на ней еврейский народ, образующий свой внутренний круг. А Эйсав должен был выйти к внешнему кругу народов и потянуть их к себе внутрь, чтобы и они могли приблизиться к центру насколько возможно, или по крайней мере их качества. Но вместо этого Эйсав дал вновь возобладать «центробежной силе» и сам отклонился и скатился на внешний круг. То есть повторил путь поколения Вавилонской башни, которое, вместо того чтобы вернуться в центр, отклонилось так далеко, что его разные народы утратили связь с центром и между собой. Поэтому теперь потомки самого Эйсава - Западная, христианская цивилизация - будет расколота на разные народы, непрерывно враждующие между собой и неспособные прийти к взаимопониманию. Что и наблюдаем по сей день.

(Быть может поэтому, по словам мудрецов (Раши Берешит 25:30), Авраам умер на 5 лет раньше запланированного, чтобы не увидеть, как его внук Эйсав сходит с правильного пути. Авраам вообще-то много чего видел, включая то, как сошел с правильного пути его сын Ишмаэль, и даже сам выгнал его из дома. Почему же было бы так страшно, если бы Авраам увидел, как сходит с правильного пути Эйсав? Как и в случае с Ишмаэлем, на правильном пути останется другой брат, и еврейская линия продолжится. Не знаю, но, быть может, потому что Эйсав, как сказано, должен был продолжить дело Авраама и войти в контакт с другими народами, чтобы позитивно на них влиять, а он сделал противоположное и, по сути, аннулировал результаты трудов Авраама в отношении себя и своих потомков. Опять скатился на внешний круг народов и перестал быть евреем. Поэтому для Авраама это было бы слишком печальное зрелище.)

Это скатывание Эйсава произошло сразу после смерти Авраама. Но Ицхак продолжал верить, что Эйсав способен остаться в составе еврейского народа и сыграть вышеуказанную роль. Поэтому и дал ему задание выйти «в поле» и наловить дичи, чтобы благословить его.

Новая роль Яакова

Но Ривка уже давно все поняла. Поэтому решила: раз Эйсав на самом деле для этого задания не годится, его должен взять на себя Яаков. Изначально последний собирался всю жизнь оставаться «в шатрах», изучая Тору, и не соприкасаться с внешним миром - с его обитателями Яаков все равно не умел иметь дело, не знал, как наводить контакты, вести бизнес, тем более хитрить, когда надо, он был «простым» и «честным». Но теперь придется всему этому учиться. Как мы уже обсуждали, для этого ему пришлось сделать «прививку» вышеописанных качеств Эйсава, что символизировало надевание его одежды, и для начала переиграть его самого - заполучить себе то самое благословение. Но при этом, поскольку Яаков теперь перенимал роль и качества Эйсава, он на самом деле сказал правду, войдя к отцу и представившись «Эйсавом». И благословение получил по праву, что отец и подтвердил, как только выяснилось, кому он его дал.

И теперь было решено, что в изгнание пойдут потомки Яакова, что они войдут в контакт с внешним миром и проделают вышеописанный процесс. Поэтому Яаков отправился в Харан к Лавану: ведь по словам мудрецов, четыре беды-испытания Яакова (Лаван, Эйсав, Дина и Йосеф) соответствовали Четырем будущим изгнаниям. То есть, проходя через эти испытания, Яаков прокладывал дорогу потомкам. Изначально эту дорогу должен был проложить Эйсав, но теперь он сам стал одним из «испытаний», и проходить через них пришлось Яакову и его потомкам. Вот он и отправился к Лавану, и по прибытию сказал: ахив ани бе-рамаут - «я ему брат [т.е. равный ему соперник] в хитрости», я его перехитрю. Хотя раньше он хитрить не умел, теперь научился. И начал обычный для евреев путь в изгнании: изначально позитивное к нему отношение, понимание его работоспособности и полезности, успешный бизнес и достижение процветания, - а потом, когда начинают слишком завидовать и подвергать нападкам, до свидания.

Теги: Недельная глава, изгнание, Яаков, Гиюр, Лаван