Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Политика, Рав Александр Кац, Англия, Изгнание из Испании
Раби Менаше бар Йосеф Бен-Исраэль (5364-5418 /1604-1658/ гг.) — выдающийся мыслитель и проповедник.
Происходил из рода дона Ицхака Абраванеля, духовного главы евреев Испании в поколении изгнания.
Родился в Лисабоне, столице португальского королевства, в семье марранов, — его первоначальное имя Мануэль Диас Сойерио.
Когда Мануэлю было около десяти лет, его семья бежала из Португалии в Амстердам и открыто вернулась к иудаизму. Отец Мануэля сменил свое христианское имя на еврейское — Йосеф бен Исраэль, а двух сыновей назвал Эфраим и Менаше — в память о двух сыновьях праведного Йосефа, которые выросли в языческом Египте, среди иноверцев.
Менаше изучал Тору у р. Ицхака Узиэля, раввина амстердамской общины Неве шалом (Обитель мира), организованной бывшими марранами.
В дополнение к традиционным еврейским дисциплинам, он изучал также естественные науки и древние языки: помимо иврита, он свободно владел древне-греческим языком и латынью, — к тому же, он говорил на восьми современных языках.
В семнадцать лет р. Менаше Бен-Исраэль написал свою первую книгу Сафа брура (Ясный язык), посвященную грамматике святого языка.
В 5382 /1622/ году, после смерти р. Ицхака Узиэля, восемнадцатилетний р. Менаше сменил его во главе общины Неве шалом. Он стал произносить в общинной синагоге драшот (проповеди), как это раньше делал его наставник, — и выступления молодого раввина привлекали многочисленных слушателей.
В 5386 /1626/ году р. Менаше организовал в Амстердаме еврейскую типографию, в которой были изданы труды многих выдающихся мудрецов — в том числе, знаменитые кабалистические трактаты главы раввинского суда Амстердама р. Йосефа-Шломо Дельмедиго, ставшего близким другом р. Менаше.
В этой типографии р. Менаше Бен-Исраэль выпустил в свет и целый ряд своих сочинений, призванных познакомить читателей — в первую очередь, бывших марранов — с глубинными пластами еврейской мудрости. Его книги выходили в свет не только на святом языке, но также на испанском и португальском.
Основным произведением р. Менаше, прославившим его имя, стала книга Нишмат хаим (Дыхание жизни). Названием этого трактата стали слова из стиха Торы: «И создал Всемогущий Б-г человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и ожил человек» (Берешит 2:7). В этой книге рассказывается о духовных феноменах, связанных с существованием человеческой души: раскрываются секреты сновидений и посмертной жизни души; особый раздел трактата посвящен таинствам реинкорнации — переселению душ.
Эта книга выдержала множество изданий и по сей день является одной из самых читаемых.
Около 5400 /1640/ года р. Менаше Бен-Исраэль совершил длительное путешествие в Бразилию, где поселился в одной из нидерландских колоний, г. Пернамбуку (ныне Ресифи), — он возглавил там ешиву, в которой обучались дети марранов.
В 5402 /1642/ году р. Менаше возвратился в Амстердам. В период своей зрелости он пользовался высочайшим авторитетом не только среди евреев, но и среди христиан, которые видели в нем выдающегося мыслителя и ученого, — с ним переписывались короли и государственные деятели, финансисты и купцы, естествоиспытатели и философы. Среди его друзей был знаменитый художник Рембрандт ван Рейн, написавший его портрет.
Последние годы жизни р. Менаше посвятил борьбе за право евреев вновь поселиться в Англии, откуда сыны Израиля были изгнаны еще в 5050 /1290/ году. В скором возвращении на британские острова р. Менаше видел осуществление древних пророчеств. В своей книге Микве Исраэль (Собрание Израиля) он писал: «Еще до геулы, конечного избавления еврейского народа, свершится сказанное в Торе: “И рассеет тебя Б-г от края земли и до края земли” (Дварим 28:64) — и попадут сыновья Израиля в своих скитаниях на “край земли”, в Англию».
Эту книгу р. Менаше перевел на латынь и отправил в дар парламенту Англии, чтобы привлечь его внимание к проблеме. А в 5415 /1655/ году р. Менаше сам прибыл в Англию и вступил в переговоры с парламентом, а также с лордом-протектором Оливером Кромвелем, с которым он и прежде состоял в ученой переписке.
Результаты его усилий сказались довольно быстро. Уже в 5416 /1656/ году марраны, прибывшие в Англию по торговым делам, открыто вернулись в еврейство и получили разрешение на проведение своих богослужений. А в 5420 /1660/ году — уже после смерти р. Менаше — евреи получили право свободно селиться на британских островах.
Р. Менаше Бен-Исраэль умер четырнадцатого кислева 5418 /1658/ году в голландском городке Мидделбурге — вскоре после возвращения из Англии.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»