Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Философия, Ришоним, Испания, Рав Александр Кац, Вера, Сефарды, Изгнание из Испании
Раби Йосеф бар Хаим Яавец (Хасид Яавец; умер в 5267 /1507/ г.) — выдающийся мыслитель и проповедник, один из духовных лидеров поколения изгнанников из Испании.
Учился в Лиссабоне у р. Йосефа Ибн Хаюна (см.), главы еврейских мудрецов в Португалии.
Еще до изгнания евреев из Испании и Португалии бежал от преследований на Сицилию, а затем переселился в неаполитанское королевство. С 5253 /1493/ года обосновался на севере Италии, в ломбардском городе Мантуе, расположенном на одном из притоков реки По.
Стремясь возродить духовную жизнь испанских изгнанников, призывал их извлечь уроки из происшедшей трагедии. Основную причину случившегося он видел в широком распространении античной и арабской философии среди евреев — в результате, вера в сердцах ослабла и заповедями стали пренебрегать. Раби Яавец указывал, что именно увлеченные философией интеллектуалы первыми становились отступниками и предавали свое еврейство, и порой, добровольно — в то время как те, чей разум и душа не были отравлены ядом нееврейского мировоззрения, не только оставались верными Торе, но и жертвовали ради нее всем своим имуществом и даже жизнью.
Свои взгляды р. Яавец изложил в книге Ор ахаим (Свет жизни), направленной против увлечения нееврейскими науками и философией, а также в трактате Хасдей Ашем (Милости Всевышнего), посвященном предстоящему избавлению еврейского народа и возвращению на Святую Землю в дни Машиаха.
Написал также комментарии на Теилим (Псалмы Давида) и на трактат Авот (Поучения отцов). Глубокие нравственные уроки, содержащиеся в этих книгах, послужили причиной того, что в последующих поколениях автора стали называть Хасид Яавец (Благочестивый Яавец).
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»