Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Испания, Абарбанель, Изгнание из Испании
Ученик Рана раби Ицхак бар Шешет (Риваш) стал главным равом Сарагоссы. Со времен великого Рашбы испанское еврейство не знало более популярного, общепризнанного лидера. Его комментарии пользовались известностью во многих странах После ужасных убийств 5151 (1391) года Риваш покинул Испанию и поселился в Алжире, где султан назначил его главным равом. После смерти раби Ицхака этот пост занял раби Шимон бен Цемах (Рашбац) с острова Майорка, также бежавший от погрома.
Рашбац являлся не только признанным знатоком Торы, но и прекрасным врачом и астрономом. Его познания в католической литературе пригодились ему, чтобы дать отпор священникам. Деятели церкви проповедями и статьями пытались воздействовать на новых христиан и на евреев, и испанским раввинам приходилось защищать свой народ очень осторожно, чтобы не дать повода к обвинению в подрыве христианских основ.
Поселившись в мусульманском Алжире, раби Шимон бен Цемах в книге Маген авот изложил свои возражения священникам. После его смерти в 5204 (1444) году дело отца продолжил сын, раби Шломо.
Тора и мудрость
Значительная часть усилий еврейских мудрецов Испании была поневоле направлена на защиту от нападок католических философов, которые мечтали стереть еврейство с лица земли.
Два столетия жизни книги Морэ нэвухим показали ее исключительную ценность в деле объяснения основ еврейской веры. Комментаторы Морэ нэвухим призывали к ее изучению, так как считали, что она поможет евреям противостоять нападкам священников. Критиками, комментаторами и большими ценителями этой книги были раби Ицхак бен Моше Алеви и дон Ицхак Абарбанель. Раби Хасдай Крескас (умер в 5170/1410 году) написал сочинение Ор Ашем, где критикует подход Рамбама. Выявляя неразрешимые противоречия между взглядами Аристотеля и Торой, он приходит к выводу о невозможности объединения греческой философии с еврейской верой.
Основы веры
Как упоминалось выше, ученик раби Хасдая раби Йосеф Альбо возглавлял группу еврейских мудрецов на диспуте в Тортосе. В Сефер Аикарим он упорядочил основы веры Израиля таким способом, чтобы читатель знал, как отвечать на нападки священников. 13 принципов веры Рамбама он сократил до трех: существование Б-га, дарование Торы, награда и наказание. Раби Йосефа Альбо упрекали в том, что он опустил такой важный аспект, как приход Машиаха. Мы не должны забывать, что в те времена христианского фанатизма затрагивать мессианскую тему было небезопасно. Так что, по всей вероятности, автор сделал это намеренно. Раби Йосеф Альбо умер в 5200 (1440) году.
Одним из самых знаменитых мудрецов того периода был раби Ицхак Абарбанель. Он родился в 5197 (1437) году. В 5151 (1391) году его дед бежал из Севильи в Лиссабон, где его отец, Йеуда Абарбанель, стал министром финансов при дворе португальского короля. Своего сына он воспитал в духе преданности Торе. После смерти отца дон Ицхак унаследовал его пост и около шестнадцати лет жил в большом почете и в богатстве.
Но вот король Альфонсо V умер, и наследник вознамерился казнить дона Ицхака, которому удалось бежать в столицу Кастилии Толедо. Потеряв все свое состояние, дон Ицхак жил там в бедности, но в безопасности. Он решил полностью посвятить себя Торе и начал трудиться над своим знаменитым комментарием к Танаху. Вскоре король Испании Фернандо назначил его своим министром финансов. Став министром, он изыскал для короля и королевы Изабеллы средства, необходимые для войны с Гренадой. Увы, завоевание Гренады окончилось изгнанием евреев.
Когда вышел указ об изгнании, Абарбанель предпринял все усилия для его отмены, но не преуспел. После изгнания из Испании дон Ицхак поселился в Неаполе (Южная Италия), где на какое-то время снова стал министром финансов теперь уже неаполитанского короля, пока в 5254 (1494) году французский король не завоевал Неаполь. Абарбанель снова вынужден был бежать, кочевал с места на место и, наконец, осел в Венеции, где и умер в 5269 (1509) году.
Большинство своих трудов раби Ицхак Абарбанель написал в Италии. Там он завершил комментарии к Танаху, написал комментарии к Морэ нэвухим, опубликовал ряд статей с целью укрепить веру в приход Машиаха, в которых подверг суровой критике раби Йосефа Альбо, не включившего этот пункт в основные принципы нашей веры.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»