Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Комментарий

Сказали еврейские мудрецы: «Творец смотрел в Тору и создавал мир». Один из смыслов этого высказывания в том, что Тора является планом мироздания. Каждая деталь мира или событие, происходящее в нем, имеет свой корень в Торе. Вокруг нет ничего такого, о чем в Торе не упомянуто. Это и означает: «Смотрел в Тору и создавал мир».

В комментариях Виленского Гаона сказано, что всё, о чем сказано в Торе, изложено в описании семи дней творения мира, но в более концентрированной форме. А все события семи дней творения заключены в первом предложении Торы. Попытаемся взглянуть на первое предложение Торы и понять его смысл так, как он представлен в комментариях еврейских мудрецов.

Рав Захарья Матитьягу

Из лекций, прочитанных в колеле «Зихрон Яаков», который около двух лет назад основал Роланд Исаев в память об отце Яакове бен Ционе Исаеве.

«В начале…»

Первая фраза Торы: «В начале сотворил Б-г небо и землю». В ней сказано о создании мира и о его существовании. Эта тема волновала умы мыслителей всех поколений. В разное время были выработаны две концепции, объясняющие создание и существование мира. Каждая из них по-своему несовершенна.

Первая говорит о вечности мира, о том, что материальная действительность существовала всегда, но принимала различные формы. Это предположение совершенно непонятно. Ведь материальный мир состоит из многих больших и маленьких объектов. Ни один из них не является вечным. У каждого есть начало и конец. Как же можно предположить, что все они вместе вдруг становятся вечными?

Переход количества в качество можно увидеть в разумной деятельности человека, когда многочисленное возвращение к рассмотрению непонятных моментов в исследовании приводит к качественно новому пониманию проблемы, но никак не в материальной действительности. В ней такое изменение мы отнесли бы к чуду.

Кроме того, интересен вопрос, как человек пришёл к самой мысли о бесконечности в пространстве и времени, ведь он не мог наблюдать эту бесконечность в окружающем мире.

Другое слабое место «теории о вечности мира» — вопрос о развитии. Если мир постоянно развивается, что обязательно в этой концепции, то где же признаки бесконечного развития?

Вторая концепция говорит о возникновении мира в какой-то момент времени — «теория большого взрыва». Но она оставляет без ответа вопрос: «А что же было до этого взрыва?» И, следовательно, возвращает к первой концепции бесконечного, может быть, пульсирующего мира.

По мнению Мальбима, известного еврейского мудреца XVIII столетия, Тора дает ответы на эти вопросы в первом же слове первого предложения «В начале». В своем комментарии Мальбим задает вопрос: «Почему Тора начинается со слова “В начале” (Берешит), а не со слова “Впервые” (Бэришона), что на первый взгляд более правильно, поскольку показывает на порядок творения?»

В комментариях Раши есть ответ на этот вопрос: «Всё мироздание было создано в один момент, поэтому Тора не сообщает нам о временном порядке, а говорит только, что в начале творения был хаос и т.д.» Мальбим объясняет начало Торы по-другому. Он говорит, что существует смысловая разница между словами «В начале» и «Впервые». «В начале» связывает настоящий момент времени с будущим, ничего не сообщив нам о том, что было до этого начала, и в какое время начался процесс. Слово «впервые» связывает настоящий момент времени с прошлым и ничего не сообщает нам о будущем. «Впервые» аппелирует к прошлому, тогда как «в начале» обращено в будущее.

Слово «В начале», которым открывается Тора, дает нам не только понятие времени, но и понятие пространства. Попытаемся дать «еврейское» определение времени и пространству. Понятие пространства обязательно связанно с понятием расстояния. Если расстояние между двумя городами 60 км, что это для нас означает? Только то, что для поездки из одного города в другой потребуется целый час, если мы будем двигаться со скоростью 60 км/ч. То есть для преодоления расстояния в 60 км мы должны приложить соответствующие усилия. Ну, а если город, в который нам нужно попасть, находится на расстоянии, превышающем 60 км, то наши усилия должны быть более значительными. То есть пространство для нас выражается в наших же возможностях перемещаться в нём или хотя бы в возможности его оценить. По всей видимости, есть пространство, оказаться в котором невозможно, но можно наблюдать за ним. Существует также пространство, за которым и наблюдать невозможно.

Предположим, что есть человек, обладающий уникальной способностью перемещаться на любые расстояния мгновенно, без дополнительных усилий. Как будет выглядеть пространство в его глазах? По всей видимости, он будет ощущать его существование значительно меньше других людей. Но если мы предположим ситуацию, когда некоторое существо способно находиться одновременно во всех точках пространства. Существует ли для него само понятие пространства? Конечно, нет. И даже если мы скажем, что пространство существует независимо от него, то это верно только для нас, оценивающих действительность со своей точки зрения, но для него самого нет смысла в этом понятии.

То же самое можно сказать о понятии времени. Время существует для нас только потому, что мы не можем быть одновременно сегодня и послезавтра. Но если бы человек мог одновременно существовать в разных моментах времени, то этого понятия для него не было бы.

Получается, что пространство и время — это категории некоторой ограниченности человека. Они существуют только потому, что есть зависимость человека от лет и расстояний. Но если бы мы не были ограничены во времени и пространстве, то не было бы и этих понятий.

(Конечно, для полной определенности надо принять во внимание все многочисленные понятия мира природы: массу, силу тяжести и другие.)

Из этих рассуждений следует сделать вывод: создать мир — означает создать границы, в которых он существует, то есть ограничить человека (и, может быть, не только его) в пространстве, времени и других категориях, свойственных материи. Но до того как создан мир, нет смысла говорить о пространстве и времени, поскольку их просто не было. Следовательно, вопрос, оставшийся открытым в приведённых выше концепциях: «Что было до возникновения мира?» или «Что находилось на этом месте?», совершенно неуместен, бессмыслен и не корректен.

Поэтому Тора началась не со слова «Впервые», которое показывает на действительность в прошлом, а со слова «В начале», говорящего нам, что до возникновения мира не было ни пространства, ни времени, и нет смысла говорить о них. Говорить о временной последовательности можно, только начиная с момента «В начале». Но до этого существовала, как и существует сейчас, духовная действительность, которая не привязана ни к пространству, ни ко времени. Сказать о ней «до этого» и «после этого» не корректно, поскольку к духовному миру не применимы эти понятия.

До момента рождения человек также неограничен. Он существует везде и всегда, если можно так сказать по отношению к духовной действительности. При рождении на него налагаются границы, и он начинает ощущать себя в этом мире, как и все другие живущие в нем.

из журнала «Мир Торы», Москва


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»