Из цикла «В начале сотворил Б-г небо и землю», темы: Дождь, Вода, Берешит, Сотворение мира, Рав Захария Матитьяу
В Торе второй день творения описывается так: «И сказал Б-г: “Да будет свод посреди вод, и будет он отделять воды от вод! И создал Б-г свод и отделил воды, которые под сводом, от вод, которые над сводом. И было так. И назвал Б-г свод небесами”.» (Берешит, 1—7,8)
Этот отрывок вызывает много вопросов. Непонятно, почему Всевышний назвал свод небом, ведь небо уже было сотворено в первый день. Не ясно также, какие воды были разделены? Попробуем разобраться.
Как все слова на святом языке, слова «небо» и «земля» имеют несколько уровней смысла.
1. Самый простой смысл слова «небо» — атмосфера, то есть место, где находятся облака. Словом «земля» называется место, где живет человек, обрабатывая почву и питаясь ее плодами.
2. Слово «небо» в Торе используется также для обозначения места расположения солнца, луны и звёзд. Слово «земля» употребляется в качестве названия планеты, на которой обитают люди.
3. Словом «небо» называется также «духовный мир». На этом уровне под словом «земля» подразумевается вся материальная действительность. То есть при сотворении неба и земли Всевышним были созданы духовный и материальный миры.
Мы видим, что словом «шамаим» — «небо» на святом языке обозначаются разные, на первый взгляд, понятия. Это не случайно. Во всех этих понятиях есть одна общая на всех уровнях идея. На первых двух смысловых уровнях небо оказывает влияние, а земля получает. Облака приносят дождь, являющийся причиной изобилия на земле. Светила ответственны за смену дня и ночи, чередование времен года, посредством солнца, луны, звезд и планет, если верить астрологии, оказывает влияние на судьбы людей и народов.
Подобным образом духовный мир (слово «небо» на третьем уровне смысла) оказывает влияние на материальный мир (слово «земля» на третьем смысловом уровне) и является источником его изобилия.
Мы знаем также, что небо находится вверху, а земля — внизу. Поэтому духовный мир называется высшим миром и находится «вверху», материальный мир называется низшим миром и находится «внизу». Надо заметить, что понятия «вверху» и «внизу» в этом контексте не обладают привычным физическим смыслом, так как он не применим к духовному миру, а имеют только логическое значение — «влияющий» и «принимающий влияние». Небо оказывает влияние на землю.
По словам еврейских мудрецов, структура духовной действительности очень сложна и многослойна. Существует множество духовных миров, «расположенных» в строгом порядке «сверху вниз», при этом каждый из них получает влияние от предыдущего и влияет на последующий, то есть является «землёй» для одного и «небом» для другого. Причём понятие «влиять» здесь работает в его максимальной форме и соответствует понятию «порождать». Это означает, что само возникновение одного из миров было вызвано миром, расположенным «выше» него, а он сам, в свою очередь, явился причиной для возникновения и существования мира, образованного «ниже».
Каждый предыдущий мир находится на более высоком духовном уровне, чем последующий, поскольку является причиной его возникновения. Причём разница между ними очень велика и сравнима с разницей между небом и землёй. Люди, находясь в мире природы, расположены в самом «низу» этой пирамиды. Небом для нас является духовный мир, который непосредственно является причиной возникновения нашего мира, но мы настолько далеки от него, что не имеем о нём никакого представления, полностью лишены какой-либо возможности «заглянуть» туда или представить какую-либо модель его функционирования. Но и этот мир, расположенный над нами, отличается от предыдущего в той же мере, поскольку относительно него является землёй, а тот для него небом. Получается, что относительно нас — это небо над небом. И так далее много-много раз.
В Торе сказано, что мир был создан как «небо и земля» на каждом уровне. Разница между мирами, расположенными на разных духовных уровнях, очень велика, и они не способны постичь друг друга. На каждом уровне миры разделены специальной границей, которая названа «ракиа» — «свод». Мальбим пишет, что слово «ракиа» означает «покрытие» или «прослойка». В Торе сказано, что Б-г назвал «свод небесами», поскольку далёк от него как «небо» далеко от земли.
«И создал Б-г свод и отделил воды, которые под сводом, от вод, которые над сводом».
Простой смысл этого предложения из главы «Берешит»: вода под сводом — это реки и моря, а вода над сводом — пары воды в атмосфере, которые образуются в облака и впоследствии выпадают на землю в виде дождей. Дожди орошают землю и тем самым дают ей жизнь. Поэтому, произнося молитву, мы всегда упоминаем дожди во втором благословении, а зимой, в период выпадения дождей в Эрец Исраэль, просим Всевышнего даровать дождь также в девятом благословении. Однако мы знаем, что дожди — это результат естественных процессов в природе, и в других странах дожди необходимы в иное время или же там есть наземные источники воды. Так почему мы связываем своё благополучие именно с дождями земли Израиля?
Обычное объяснение этому, что дожди в Израиле могут выпасть не тогда, когда нужно, и не в том месте, где нужно, в результате чего они будут проклятием, а не благословением. Поэтому мы молимся, чтобы дожди пришли вовремя и выпали в нужном месте.
Кроме этого, своевременный дождь — это всего лишь знак изобилия, которое посылает Всевышний людям, то есть внешнее (видимое) проявление доброго влияния, идущего с небес. Вместе с дождями Творец посылает изобилие и благополучие во всём, что необходимо человеку — мир, здоровье и экономическое процветание, поэтому, молясь о дождях, мы просим также об общем благополучии.
Мальбим объясняет, что на святом языке есть два слова, обозначающие «дождь»: «гешем» и «матар». Во втором благословении, молясь о дожде, мы произносим слово «гешем», а в девятом — «матар». Как известно, на святом языке нет синонимов. Разные слова имеют разный смысл. Два этих слова обозначают два разных вида дождей. Слово «гешем» происходит от слова «гашмиют», что означает «материальность», а слово «матар» указывает на то, что находится над человеком. (Например, зонт на иврите называется «метрия», поскольку он в момент использования всегда находится над человеком).
Слово «гешем» в молитве используется для обозначения естественного дождя, являющегося результатом круговорота воды в природе. Сам по себе он не приносит никакого изобилия и благословения в мир, поскольку, как было сказано, влияние на материальный мир приходит из духовного. Зато «матар» — это тот самый дождь, который и приносит изобилие земле и людям, он посылается с «неба», то есть приходит из высших духовных миров.
Небосвод или ракиа, о котором говорит Тора, разделил между водой, которая под ним, и водой, которая над ним. То есть «гешем», результат круговорота воды в природе, и другие источники воды на земле, были отделены от «матар» — воды, посылаемой с небес и несущей изобилие и благословение Всевышнего. Может быть, во время дождя в Израиле выпадает несколько капель «матар», что достаточно для существования и процветания всего мира. Именно о «матар» мы и молимся, где бы не находились. Во втором благословении молитвы мы лишь упоминаем дожди, поэтому там используется слово «гешем», но в девятом благословении, где человек просит общего благополучия, мы просим о «матар».
В продолжение рассказа о семи днях сотворения сказано ещё раз о происхождении мира: «Вот порождения небесные и земные при сотворении их в день созидания Господом Б-гом земли и неба». (2—4).
Только непонятно почему здесь вдруг поменялся порядок слов в предложении. Чуть ранее мы прочли о том, что Всевышний создал «небо и землю», а теперь сказано наоборот.
Мы уже знаем, что слово «небо» используется для определения духовного мира, а слово «земля» — материального. Всё, что происходит в природе, вызывается причинами, которые находятся в духовном мире. То есть духовный мир причина для возникновения и существования мира материального. Так было установлено при сотворении. Влияние оказывается «сверху вниз» — от «неба» к «земле». И это справедливо для всех уровней духовной действительности — предыдущий мир воздействует на последующий. Всякое влияние происходит от Всевышнего и вначале воздействует на самую высшую духовную действительность, а от неё переходит на миры, существующие «ниже». И так проходит много этапов, пока, в конце концов, влияние Всевышнего достигает нашего самого «низшего» мира. Всё, что происходит в мире по законам природы, также осуществляется подобным образом.
Однако кроме этого Всевышний создал также возможность обратного влияния, в результате которого наш мир может воздействовать на те, что выше него. Это влияние осуществляется через поступки человека — результат его свободы выбора. Молитвы, изучение Торы и выполнение мицвот могут оказывать влияние на духовные миры, которые находятся «выше» нашего мира.
По этой причине вначале рассказа о происхождении мира, когда основной тип влияния был направлен «сверху вниз», говорится: «В начале сотворил Б-г небо и землю». Но впоследствии, когда в Торе приводится подробный рассказ о происхождении и деятельности первого человека, используется словосочетание «земля и небо», которое говорит нам, что после создания человека есть также влияние «снизу вверх».
Рав Захарья Матитьяу, из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»