Из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы», темы: Провидение, Гадание, Брак, Судьба, Йехезкель Ляйтнер
Долгий путь к свободе, пролегавший через многие страны, был полон самых необычных приключений На общий ход событий они не оказали заметного влияния, но, тем не менее, о некоторых стоит рассказать.
Любой день в оккупированной русскими Восточной Европе изобиловал множеством опасностей: арест, внутренняя депортация и прочие напасти грозили человеку на каждом шагу. Риск был во всем — иметь деньги, ценности, свое мнение, друзей и знакомых... Отвлечься от тяжелых мыслей можно было только на чем-то из ряда вон выходящем. И такой случай представился.
Один молодой варшавянин нашел пристанище в маленькой ешиве в Вильно. Здесь он занялся гаданием по руке, предсказывая людям их будущее* (Гадание по руке не нарушает религиозных запретов на предсказание будущего, так как является серьезным делом, основанным на правилах и опыте, которые были проверены посвященными неоднократно). Это умение в семье много поколений передавалось от отца к сыну. Немало людей отказывалось слушать юного прорицателя. Небо скрыло будущее под покровом неведомого, и людям казалось, что лучше не пытаться проникнуть за этот покров. Однако юноша был настолько уверен в собственных способностях, что запрашивал с человека плату в виде процентов от прибыли с будущего предприятия, которому он пророчил несомненный успех. Вскоре совета молодого предсказателя стали искать не только в деловых кругах; он, к примеру, удачно подбирал супружеские пары.
По советским законам выездная виза выдавалась на семью. Беженцы ухватились за эту возможность. Советский закон заставил их, как и остальное население захваченных прибалтийских государств, принять советское гражданство, которое лишало права на эмиграцию. Используя возможности выездной визы, девушки искали подходящий случай выйти замуж за отъезжающего, ведь тогда их вписывали в заграничный паспорт к мужу. Но на пороге войны, когда завтрашний день не сулил никакой определенности, молодым людям было небезразлично, к чему может привести фиктивный брак. Многие “молодожены” понимали, что соединившись сперва лишь на страничке паспорта, они имеют все шансы стать в дальнейшем настоящими супругами.
Поскольку фиктивный брак зачастую заключали совершенно незнакомые или малознакомые люди, обе стороны действительно рисковали, и поэтому некоторые обращались к молодому прорицателю. И чем дальше, тем чаще, ибо все его предсказания сбывались в точности. По этому поводу к нему, в частности, обратился и один ученик ешивы. Прорицатель глянул на его ладонь и отпрянул в изумлении:
— Ты еще жив? — спросил он скорей себя, чем своего клиента. — Линия жизни так коротка!
Спустя полтора года, уже в Шанхае, этот юноша одновременно со многими другими слег от эпидемии тифа. Все поправились, кроме него. Он умер двадцати одного года от роду.
Другой ученик ешивы, ставший ныне в Америке выдающимся талиид-хахамом, услышал от прорицателя следующее:
— Не ввязывайтесь в это дело. Через год-два вы женитесь на девушке, инициалы которой... И тот женился в Шанхае, и инициалы невесты в точности совпали с названными.
Еще одному ешиботнику, позже ставшему хорошо известным наставником в одной из американских сшив, были названы еще более подробные детали: что женится он только через несколько лет и будет у него три сына. Когда впоследствии у него родились уже и вправду трое сыновей и жена готовилась родить еще одного ребенка, счастливый отец рассказал друзьям о предсказании, заметив при этом, что оно оказалось неточным. Однако у жены случился выкидыш, и больше детей у них не было.
...Достоин ли зависти подобный дар? Ответ на этот вопрос таился в трагическом повороте судьбы, который мог исходить только от Святого Провидения.
Через несколько месяцев большинство беженцев достигло японского города Кобе; еще один поезд с эмигрантами, среди которых, кстати, было немало фиктивных жен, прибыл во Владивосток. Здесь, в последнем на их пути русском городе, всех прибывших разместили в гостинице... под домашним арестом: советские власти начали сомневаться в подлинности виз и адреса, по которому следовали беженцы.
Получив в Кобе закодированные, полные смятения телеграммы из Владивостока, все, кто мог, стали пытаться раздобыть для задержанных другие визы. Тут необходима была срочная денежная помощь. А пока в номерах владивостокской гостиницы Интурист царила тревога. Все арестованные опасались тюремного заключения и отправки в Сибирь.
В этой владивостокской группе беженцев находился и наш прорицатель. Он изо всех сил старался помочь людям. Переходя от одного к другому, он успокаивал каждого, уверяя, что все спасутся. Никому не говорил он только того, что прочитал по собственной руке: его-то как раз ждали арест и Сибирь. И лишь по ночам, во сне он кричал: — Отец! Отец! Спаси меня!
Бедный молодой человек был совершенно подавлен. Между тем его предсказание сбылось и на сей раз. Всем наконец было разрешено выехать в Японию, кроме прорицателя. Обвиненный в подделке документов, он был арестован и отправлен в лагерь.
Отказ одних обращаться к прорицателю за советом объяснялся уверенностью, что это нарушит беспрекословную веру в Святое Провидение, ибо будет противоречить словам Писания (Дварим 18:13), другие же утверждали: лучше “не открывать то, что Небо скрывает от человека”. Тяжелое испытание молодого ясновидца явилось тому трагической иллюстрацией.