Темы: Религия, Споры, Доказательство, Поиск истины, Отношения между людьми
На самом деле, этот вопрос ничем не отличается от других важных решений, которые мы принимаем в жизни.
Возьмем конкретный пример. Врач сообщил пациенту, что у него обнаружено редкое заболевание, и если не получить определенную инъекцию в течение 24 часов, болезнь эта завершится летальным исходом. Пациент в панике закатывает рукав, чтобы сделать укол.
В этот момент в кабинет вбегает другой доктор. «Стой!» — кричит он. «Ты поставил ему неправильный диагноз! Если ты введешь ему эту инъекцию, он умрет в течение суток!»
Пациент почти что падает в обморок. Что ему делать?!
Понятно, что делать. Спросить у третьего врача. Спросить еще 20 врачей!
После того, как наш пациент провел почти целый день, исступленно бегая по врачам, выяснилось, что 20 докторов говорят, что он умрет, если ему не сделать инъекцию, и 10 — что он умрет, если ее сделать.
На чем будет основано решение нашего пациента? Ему придется взвесить все аргументы и выбрать наиболее обоснованный путь.
Его страх перед самим уколом не играет никакой роли в принятии решения. Его личные чувства по отношению к врачам не имеют значения. Чувства здесь — ничто по сравнению с последствиями, с которыми ему неизбежно придется столкнуться. Пока есть хоть какой-то шанс понять, каков его истинный диагноз, первоочередная цель пациента — попытаться выяснить его. Игнорировать реальность в данном случае — неразумно и безответственно.
Такой просчитанный подход к принятию решения разумен, когда человек выбирает, какую машину ему купить, или при принятии решения о виновности или невиновности обвиняемого в суде. Такого рода решения основываются на собирании фактов, свидетельств и доказательств.
Но какое отношение это имеет к религии? Разве религия — это не вопрос сердца, где каждый выбирает путь, который находит наиболее приемлемым для себя?
Проблема такого подхода заключается в том, что он игнорирует серьезный интеллектуальный вызов, который ставит религия. В реальности, существует ли Б-г? Или Он существует только для тех, кто в Него верит, а для других — не существует?
Это абсурд. Либо Б-г есть, либо нет. Третьего не дано.
Все религии противоречат друг другу в самих своих основах, и основы эти влекут за собой огромные последствия. Все религии не могут одновременно быть истинными. Очень просто создать собственную «сборную» религию, выбрав разнообразные ритуалы и ценности из различных источников, которые лично мне нравятся. Но выбирать религию, основываясь только на чувствах — значит сознательно пренебречь истиной. Если есть вероятность, что в этом вопросе существует абсолютная истина, то игнорирование ее может дорого обойтись.
Чтобы человек счел некую идею истинной, необходимо представить ему убедительное доказательство ее истинности.
Допустим, взрослый человек говорит вам, что он верит в Деда Мороза. Вы просите его привести доказательства. Он отвечает: «Нет, это вы докажите мне, что Деда Мороза не существует!»
Необходимо ли доказывать, что Деда Мороза не существует? Может быть, мы никогда не будет знать наверняка, что верующий в него ошибается. Мы можем даже втайне надеяться на то, что он прав. Но пока не приведено позитивное доказательство существования Деда Мороза, мы не должны воспринимать его как реальный объект.
Почему нет?
Во-первых, слепая вера без каких-либо доказательств не имеет никакого отношения к реальности. Она остается личной фантазией верующего. А во‑вторых, верования имеют практические последствия. Что будет делать наш верующий, если получит письмо от Деда Мороза, в котором он просит его пожертвовать $10000? Или если лидер новой секты приказывает своим последователям умереть, чтобы встретиться с Б-гом?
Убеждения — движущая сила наших действий. И поскольку они настолько важны, они должны быть построены на рациональной основе. В иудаизме нет места для слепой веры. Слепая вера — порождение желания человека, чтобы нечто было именно так. Она не имеет никакого отношения к реальности. На самом деле, если желание это достаточно сильное, человек будет даже отрицать очевидные доказательства несостоятельности его веры.
Настоящий интеллектуал принимает решения, основанные на истине и доказательствах, а не на чувствах. Быть умным, иметь высокий IQ — это еще не значит быть интеллектуалом. Все мы знаем очень умных людей, которые принимали очень глупые решения. Интеллектуал — это человек, который позволяет разуму, а не эмоциям, вести его по жизни.
Тора говорит «Ты должен познать сегодня и положить на твое сердце, что Г‑сподь — Б‑г на небе вверху и на земле внизу…» (Второзаконие, 4:39). Сначала приходит знание — построение крепкой интеллектуальной основы. А затем уже приходит сердце — эмоции, ведомые интеллектом.
…Если вы — человек интеллекта и понимания… вы обязаны использовать свои способности для получения ясного и определенного знания… Для каждого, кто может достичь уверенности [в основах веры] с помощью рационального исследования, полагаться только на традицию — это недостаток. Каждый обязан исследовать разумом все, что возможно, и получить доказательство, которое принял бы независимый судья (Рабейну Бахья, «Обязанности сердца»)
Конечно, есть разные уровни знания. Чем большим количеством доказательств располагает человек, тем больше он уверен, что его убеждения истинны. Какие доказательства требуются, чтобы убеждения перешли в разряд знания?
В суде такие доказательства должны «вне разумных сомнений». У нас еще могут оставаться вопросы и затаенные сомнения. Но в тот момент, когда у нас есть достаточно сильные доказательства, нерационально было бы их игнорировать.
Поиск истины неизбежно включает в себя отвержение лжи. На каком-то этапе должны быть сделаны выводы.
Является ли это нетолерантностью, нетерпимостью? Является ли проявлением нетерпимости отрицание утверждения о том, что Земля плоская (и сегодня есть люди, верящие в это)? Как мнения, что Катастрофы европейского еврейства не было?
Нетерпимость — это: «Ты ошибаешься! Я не должен объяснять, почему. Ты просто идиот, если так думаешь».
Нетерпимость — это пренебрежительное отношение к человеку, который думает иначе, чем вы. Нетерпимость хочет контролировать, а не понять. Она означает нежелание заново обдумать свои мнения и послушать другие точки зрения. Быть нетерпимым — значит считать, что другой ошибается, не имея для этого достаточных оснований.
Но определять нетерпимость как «принятие всех мнений, независимо от того, заслуживают ли они того» — значит положить конец критическому мышлению. Это означает что мы больше не выбираем, какие мнения принимать, а какие нет.
Мир переполнен соревнующимися друг с другом идеями и противоречивыми аргументами. Каждый думающий человек имеет право отклонить какое-то суждение, если он может опровергнуть его с помощью убедительных рассуждений и достаточных аргументов. Поиск истины требует открытости и подлинной толерантности, без того, чтобы идти на компромиссы с интеллектуальной честностью.
Закрытый для всего нового ум остается непроницаемым для истины. Независимый, пытливый разум — незаменимый путеводитель по неистовым потокам современности.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего