Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Археология, история, чудеса в Торе...

Предыдущая глава

Рав: Поговорим теперь об описаниях чудес, которые происходили с нашим народом в далеком прошлом. Эти описания передаются из поколения в поколение с той же интенсивностью, о которой мы говорили выше.

Исследователь: Вы действительно собираетесь использовать описания чудес в качестве доказательства? Ведь другие религии тоже рассказывают о чудесах?

Рав: Действительно, все религии рассказывают о чудесах, которые совершали их основатели и «святые». Все эти чудеса объединяет то, что, согласно описанию, они были совершены перед небольшим количеством свидетелей и продолжались весьма короткий промежуток времени. Такие события можно выдумать, даже если они на самом деле не происходили, и можно также объяснить эти чудеса умелым мошенничеством и иллюзией, так как вполне возможно ввести в заблуждение несколько людей на короткое время.

Чудеса же, происходившие в пустыне, случились перед миллионами людей и в течение очень продолжительного времени. Легко выдумать рассказ о чудесах, происходивших без свидетелей. Если речь идет о небольшой группе очевидцев, все еще существует возможность заговора, договора между ними о совместной лжи. Чудеса, произошедшие на глазах у большого количества людей, но в течение короткого промежутка времени, можно объяснить иллюзией или мошенничеством. Все эти вопросы и сомнения встают по поводу чудес, о которых говорят другие религии. С другой стороны, чудеса, имевшие место в Синайской пустыне, происходили на глазах множества людей, и продолжались сорок лет. Более того, речь идет о таких событиях, которые не могут быть объяснены мошенничеством или иллюзией, так как описывается, что евреи не ели и не пили в течение сорока лет естественной пищи. Все эти годы они ели ман — чудесный хлеб — и пили воду из чудесного колодца Мирьям. И даже если кто-нибудь будет утверждать, что существует возможность ввести голодного человека в заблуждение и убедить его, что он ел, несмотря на то, что в действительности он ничего не ел, и он почувствует себя сытым, тем не менее ясно, что это может продолжаться лишь короткий промежуток времени, ведь тело требует свое. Существуют только две возможности: или чудеса, описываемые в Торе, имели место, или (упаси Б-г от подобной мысли) что их не было. Если предположить, что этих чудес не происходило, мы должны будем спросить: каким образом возможно выдумать рассказ об этом. Ведь речь идет о событии, происходившем в течении сорока лет на глазах миллионов людей, и, как было сказано выше, подобный рассказ выдумать невозможно. Более того, следует принять в расчет, что ТАНАХ описывает период порядка тысячи лет, на протяжении которого постоянно происходили чудеса, совершаемые десятками пророков на глазах у множества людей, и если кто-то будет утверждать, что все эти рассказы — выдумка, он должен будет объяснить, каким образом возможно было «внедрить» в историю период протяженностью в тысячу лет?

Из всего вышесказанного следует, что события, о которых идет речь, действительно имели место (обязанность доказать свое утверждение лежит на том, кто утверждает, что они были выдуманы…) А раз так, то что послужило их причиной? Ведь речь идет о сверхъестественных событиях!

Еще одна тема для размышления: если повествование об этих чудесах вымышлено человеком, и он хотел рассказать о диковинах, которые не могли бы произойти естественным путем, каким образом он смог дать такие описания, объяснения которым которые современная наука и технология тоже не могут дать?

Ведь он мог с легкостью привести описания событий, которые в его время казались неосуществимыми, а современная наука и технология могут сделать их возможными. Откуда он знал, что такие события невозможны в рамках законов физики, и что никогда не обнаружится, что они, несмотря ни на что, все же возможны? И тем не менее это так, и никогда не обнаружилось, что событие, описываемое в Торе как чудо, на самом деле не противоречит существующим физическим законам. Нет никакого объяснения, каким образом можно ударить по скале посохом и получить мощный поток воды, достаточный для утоления жажды миллионов людей и их скота. Или каким образом смотрят (да, всего лишь смотрят) на медного змея, и излечиваются от укуса ядовитой змеи, или как земля поглотила Кораха (невозможно объяснить это землетрясением, ведь земля «знала», кого проглотить, и проглотила только Кораха, его семью и имущество и всех его сообщников ). И уж нечего и говорить о Десяти египетских казнях и о рассечении Красного моря.

Исследователь: Остановитесь! Есть ведь попытки объяснить исход из Египта как природное явление. Моше, якобы, знал время отлива и в соответствии с этим рассчитал момент, когда им нужно зайти в море!

Рав: Теория «приливов и отливов» не выдерживает даже самой поверхностной проверки по следующим причинам:

1. Если Моше знал, когда будет отлив, почему фараон не знал, когда будет прилив? Почему он вместе со всей своей армией зашел в море?

2. Слыхано ли об отливе, при котором вода превращается в сушу, как написано: «А сыны Израиля шли посреди моря по суше» (Шмот 14:29)?

3. Где слыхано об отливе, продолжающемся так долго, что несколько миллионов людей могут пройти через море?

4. Каким образом «вода была им стеною справа и слева» (там же)?

Таким образом, ясно, что рассечение Красного моря, описанное в Писании — это чудо, которое до сего дня не может быть объяснено никаким природным явлением, и единственно возможная интерпретация его, — что речь идет о чуде, сверхъестественном явлении.

Вернемся к предмету нашего разговора: Тора говорит о чудесах и мы до сих пор изумляемся этим описаниям и понимаем, что их невозможно объяснить как природные явления.

Исследователь: Разве не существует естественных объяснений других чудес, таких как чуда с медным змеем и ему подобным? Что мы можем сказать по поводу некоторых египетских Казней, таких как казнь вшами или мором, которые могут быть объяснены естественным образом?

Рав: Ясно, что разного рода скептики всегда будут пытаться объяснить эти явления как естественные, но при более вдумчивом рассмотрении выяснится, что такие толкования не могут объяснить все детали библейского описания. Упомянутые вами египетские казни могут, действительно, случиться в природе, но не таким образом, как они описаны в Торе. Ведь в Торе рассказывается, что вши «знали», кто еврей, а кто египтянин, и более того, микробы в казни мором различали между египетским и еврейским скотом, несмотря на то, что все животные паслись вместе.

Нужно, однако, добавить и подчеркнуть, что даже если найдется удовлетворительное естественное объяснение какому-то определенному чуду, это не уменьшает его «чудесности», ведь чудо, кроме всего прочего, заключается в том факте, что события произошло в нужное время, точно в тот момент, когда в них возникла необходимость (земля поглотила Кораха точно в тот момент, когда ей приказал Моше). Даже если событие само по себе не выходит за рамки природных явлений, когда «случайные совпадения» таковы, что очевиден Высший замысел — это называется чудом.

Исторические факты

Исследователь: Этические и законодательные сообщения Торы записаны в ней вперемежку с описанием исторических событий периода принятия евреями Торы и предыдущих периодов — начиная от сотворения мира и потопа и кончая исходом из Египта. Что говорят исторические и археологические данные по поводу этих событий?

Рав: Прежде чем мы рассмотрим различные мнения историков и археологов, нужно подчеркнуть, что даже если бы историки сделали из своих теорий вывод, противоречащий тому, что написано в Торе, это ничего не меняет для человека, который убедился в том, что Тора, вне всякого сомнения, действительно была написана в пустыне Синай в период, когда произошли события, в ней описанные, ведь:

1. Ясно, что документ, написанный в то время, когда события произошли, будет безмерно более точен, чем исследование, произведенное через тысячи лет, то есть доказательство, приведенное выше по поводу даты написания Торы, поможет нам и здесь.

2. Б-г, несомненно, знает, как все происходило, лучше чем кто бы то ни было другой, даже если тот, другой, основывается на данных, которые кажутся самыми точными, и пользуется наилучшими аналитическими методами… Для тех, кто знает, что именно Б-г дал Тору Израиля, все такие исследования не могут представлять никакой проблемы…

Исследователь: Но мы договорились обсуждать каждую тему отдельно от того, что нам стало известно ранее, и поэтому давайте обсудим вопрос об исторических фактах как отдельный вопрос, не опираясь на уже обсужденные темы.

Рав: Это и сделаем. Так называемым «библейским критикам» очень хотелось доказать, что Тора анахронистична.

Исследователь: Что такое анахронизм?

Рав: Например: писатель, который пытается написать роман, действие которого разворачивается в средние века, должен погрузиться в атмосферу средних веков, ментальность, одежду, архитектуру, обычаи того времени. Почти невозможно сделать это абсолютно достоверно. Очень легко ошибиться и неосознанно вставить в рассказ какие-то детали современных реалий и обычаев.

«Критики Писания» утверждали, что библейские описания не соответствуют жизненным реалиям той эпохи, о которой идет речь. Это было одно из их доказательств того, что Тора, якобы, была написана позже, чем утверждается еврейской традицией…

Однако более современные исследования, которые были проведены (и продолжают проводиться) в последние сто лет, изменили отношение и мировоззрение исследователей, и сегодня Писание рассматривается как наиболее достоверный исторический источник. Подробности о мелких деталях жизни в древние времена полились потоком.

Д-р. Йоханан Аарони пишет: «Новые открытия полностью изменили подход исследователей к Писанию. Теперь они видят в нем исторический источник первостепенной важности. Подход исследователей изменился не только потому, что за это время были найдены параллельные источники, описывающие события, о которых говорит Писание, с точки зрения египтян, ассирийцев или ханаанцев… Подход исследователей изменился потому, что библейские описания более не находятся в вакууме, сегодня мы хорошо знаем политическую и социологическую картину мира и стран, в которых происходили эти события, обычаи и законы, о которых рассказывает Писание, имена людей и названия мест, которые Писание упоминает, и все они подходят только под тот исторический период, о котором идет речь. Никакой писатель или редактор не смог бы сочинить или составить эти повествования спустя сотни лет. Нет более серьезного исследователя, который мог бы сегодня сомневаться в том, что эта информация была передана из поколение в поколение с удивительной достоверностью». (Д-р Эльханан Аарони, «Эрец Исраэль акнаанит амэухерет», стр. 2—5).

Исследователь: То есть, в словах д-ра Аарони мы можем видеть не только доказательство точности Торы и того факта, что она соответствует описываемой эпохе, а не анахронистична. Из этих слов вытекает также, что Тора написана в то время, о котором говорит Традиция, то есть в течение короткого промежутка времени после событий. Здесь мы находим еще один путь доказательства правильности еврейской датировки написания Торы. Это подтверждение приходит из неожиданного источника — из исторических и археологических исследований.

Рав: Нужно подчеркнуть еще одно важное обстоятельство: исторические и археологические исследования получили развитие только в последнее время. В древние времена люди не знали, что происходило даже за сто лет до них, и если даже сегодня, несмотря на обширную информацию о предыдущих эпохах, писателю было бы очень трудно придать своей книге видимость древности и не быть при этом пойманным на анахронизме, то в то время, когда еще не существовало исторической науки, совершенно нереально, чтобы книга, содержащая точные исторические данные, была написана через сотни лет после этих событий. Таким образом, у нас есть еще одно доказательство относительно даты написания Торы.

Исследователь: Йоханан Аарони — известный историк и востоковед, но полагаетесь ли вы только на его мнение?

Рав: Ни в коем случае! Мы никогда не полагаемся на один-единственный источник, каким бы авторитетным он ни был. В этой области есть множество источников. Проф. Вильям Олбрайт, который считается одним из самых авторитетных востоковедов, пишет: «Еврейская национальная традиция превосходит все другие национальные традиции своей ясной картиной племенных и семейных основ. Бесполезно искать подобное явление в Египте, Вавилоне, Ассирии, Финикии, Греции или Риме. В отличие от этих народов, сыны Израиля сохранили необычайно ясную картину…» ( The Biblical period ).

Проф. Нельсон Глик пишет: «Я долгое время занимался библейской археологией, и до сих пор не нашел в земной толще никакого предмета, не раскопал никакого древнего города, и не видел ни одного археологического объекта, который бы противоречил словам Писания. Верно то, что до сих пор археологические исследования в библейских странах подчеркивали истинность необычайной исторической памяти, находящейся на страницах Писания» (Нельсон Глик, «Восточный берег Иордана», стр. 41).

Проф. Биньямин Мазар: «Как вывод, можно сказать, что археологические находки в Земле Израиля не только не противоречат традиции Писания, но наоборот, являются важным материалом для ознакомления с исторической подоплекой Писания и для лучшего понимания жизни народа и страны от периода праотцев и до возвращения в Сион». (Проф. Биньямин Мазар, «Маханаим» 31 стр. 21).

Вил Дурант в книге «История цивилизации» пишет: «Рассказ евреев, как он записан в Писании, выдержал проверку критики и археологии. Каждый год добавляет свидетельства из документов, монументов раскопок, и мы должны принять отчет Писания». ( Will Durant , The history of civilization , 1).

Мы не будем приводить все детали, необходимые для того, чтобы создать целую историческую канву, в которой можно увидеть события Писания в свете исторических доказательств. Приведем только считанные примеры.

Проф. Имануэль Великовский в серии книг « Ages in chaos », « Worlds is collision » и др. показывает, как рассказ об исходе из Египта запечатлен в папирусе — с точки зрения египтян — и хотя было принято относить этот папирус (называемый папирусом Ипувера) к более ранней эпохе (около 600 лет до Исхода), проф. Великовский утверждает, что намного разумнее датировать его периодом Исхода из Египта и привел этому убедительные доказательства (см. приложение в конце книги, где этот спор объясняется подробно).

В этом папирусе египтянин описывает серию катастроф, произошедших с его народом. Когда тексты папируса попали руки проф. Гогена Грастенга, английского египтолога, тот заметил, что текст египетского папируса кажется ему копией отрывка из книги Исход…

Не так давно вышла книга Йеошуа Эцийона под названием «Потерянный ТАНАХ». В этой книге автор показывает, как археологическая наука открыла в толщах земли то, что описано в Торе. Чем больше проводится археологических исследований и чем более углубленно они проводятся, тем больше обнаруживается находок, соответствующих библейским описаниям.

Одно из любопытных открытий, о которых рассказывается в книге Эцийона, это останки странствий евреев в пустыне Синай. Археологи открыли в пустыне Синай следы сотен тысяч людей, которые оставили после себя множество могил и дома, ничем не примечательные с точки зрения архитектуры. Однако не было найдено остатков пищи и никаких признаков резервуаров для воды. Согласно датировке Эцийона, эти находки соответствуют периоду, когда евреи странствовали по пустыне. Таким образом, нет ничего удевительного в большом количестве могил, ведь множество евреев, которые должны были умереть в пустыне, умирали по дороге. Понятно также, почему не было найдено остатков пищи и резервуары воды, ведь евреи ели в пустыне манну и пили из колодца Мирьям…

Особенно показательны примеры, относящиеся к заповедям Устной Торы. При раскопках в Старом городе в Иерусалиме и в Масаде были обнаружены остатки микв (бассейнов для ритуального омовения), построенных в соответствии с правилами Галахи (еврейского закона), передаваемой в Устной Торе и принятых до нашего времени, и в соответствии с размерами, принятыми с тех времен и до сего дня.

На горе Эйваль, в месте, где, как написано, Йеошуа построил жертвенник, был действительно найден жертвенник. Что примечательно, этот жертвенник построен в соответствии с размерами, описанными в трактате Мидот, являющемся частью Устной Торы…

Сегодня всем становится ясно, что Тора описывает все точно даже в мелочах и мелких подробностях. Известно, что в Египте были большие хранилища зерна, что они брили того, кто должен быть предстать перед царем (как сказано о Йосефе — «И побрился, и сменил одежды, и пришел к фараону»), что было принято класть кольцо на руку получателя («И снял фараон кольцо со своей руки, и возложил его на руку Йосефа», — на руку, а не на палец). Обнаружилось также, что в древнем Египте семь коров было символом, и этот символ был найден во многих местах. (В Торе описывается, что фараон видел сон, чрезвычайно важный для будущего страны, в котором фигурировали семь коров, и поэтому естественно, что коровы стали символом).

Не только в том, что касается еврейского народа, Тора абсолютно точно и достоверно излагает все подробности, но и относительно других народов она дает совершенно точные данные. Пророк рассказывает, что после смерти солдатов Санхерива при осаде Иерусалима он бежал на родину, «и Адармелех и Сарэцер, сыновья его, поразили его мечом, а сами убежали в землю Арарат, и воцарился Эйсар-Хадон, сын его, вместо него» (Йешаяу 37:38). Невонид и Бросус, вавилонские историки, описывают, что сын Санхерива — в единственном числе — убил его! На первый взгляд, несоответствие… И вот среди развалин древней Неневии был обнаружен дворец Эйсар-Хадона, и на одной из его стен была найдена надпись: «Мои братья — во множественном числе — убили моего отца и сбежали в неизвестную страну». Даже в такой третьестепенной детали, относящейся к истории других народов, ТАНАХ был точен, а местные официальные историки ошиблись.

Огромное количество подобных деталей и привело исследователей (мы процитировали только нескольких из них) к выводу, что Тора описала все чрезвычайно точно.

Исследователь: Все ли согласны с исследователями, которых вы процитировали?

Рав: Работы проф. Великовского встретили сопротивление. Не будем распространяться здесь о споре, который разгорелся вокруг его утверждений. Скажу только, что даже если часть исследователей не согласны с выводами Великовского, тем не менее сам факт, что такое большое число серьезных ученых, согласны с тем, что описанные в ТАНАХе события и археологические и исторические исследования соответствуют друг другу, — сам этот факт аннулирует утверждение, что якобы существует противоречие между Торой и археологией, и мобилизует эту область науки на сторону Торы, а никак не наоборот.

Таким образом, археология и история не являются препятствием на пути доказательства истинности Торы, наоборот, они дают нам дополнительные инструменты для такого доказательства.


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего