Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Одна из основных тем Торы — это руководители еврейского народа. Самый первый из них — Моше, прозванный «отцом пророков». Моше являлся мудрецом и праведником. В идеале таковыми должны были бы быть все последующие руководители еврейского народа.

Одна из основных тем Торы — это руководители еврейского народа. Самый первый из них — Моше, прозванный «отцом пророков». Сама Тора называется его именем — Торат Моше. О духовном величии этого человека очень много сказано. Он был лидером народа Израиля, вывел его из Египта, вел войны, создал юридическую систему и многое другое. Моше являлся мудрецом и праведником. Ни один еврей не мог усомниться в его высочайшем духовном уровне. В идеале таковыми должны были бы быть все последующие руководители еврейского народа.

Преемник Моше Йеошуа и все последующие еврейские лидеры до воцарения первого царя Шауля были именно такими безукоризненными людьми: мудрецами и праведниками. Пророк Шмуэль, предводитель народа, предшествующий Шаулю и объявивший его царем, выбрал Шауля благодаря его особенным личным качествам: праведности и богобоязненности.
Царь Давид и его сын Шломо, каждый из которых правил народом 40 лет, представляли собой идеал высочайшей духовности. В дальнейшем часть царей из дома Давида были выдающимися праведниками и мудрецами Торы, другие же, довольно многочисленные, делали много зла. Но, несмотря на это, слова пророков и различные события воспринимались ими крайне серьезно. Можно сказать, что вопрос духовного уровня власти был первостепенным. То же самое продолжалось в непростой истории народа во времена Второго Храма и в последующих поколениях в еврейских диаспорах. Духовные лидеры были также руководителями народа во всех остальных вопросах.


Когда мы говорим о жизни народов в древние времена и в современном мире, мы имеем в виду, что эти народы и их правители — такие же люди, как и мы. То есть люди, стремящиеся обеспечить свое существование, утвердить себя, продолжить свой род. При всех различиях эпох, культур и религий мы имеем дело с тем же самым земным человеком, которого так хорошо знаем. Для тех наших читателей, которые недавно начали знакомиться с Торой, может быть, будет удивительно узнать, что еврейский народ и его правители на протяжении всей своей истории отличались от других народов. Говоря это, я имею в виду не только соблюдение особенных предписаний Торы, значительная часть которых регулирует отношения к имуществу ближнего и его чести и достоинству но, прежде всего, сам уклад жизни. Еврейское общество всегда отличалось внимательным отношением к проблемам ближнего. Помощь нуждающимся, опека больных, забота о воспитании и образовании детей, защита сирот и вдов были всегда важнейшими принципами жизни еврейской семьи, общины. Тора, Пророки, Талмуд и другие еврейские книги рассказывают об отдельных эпизодах поведения самых выдающихся лидеров народа, которые, будучи великими царями и завоевателями, видели в сострадании к нуждающимся первостепенную обязанность.


Мы рассказали эти практически всем известные вещи, чтобы объяснить, почему очень многие евреи Торы, изучающие ее, соблюдающие ее законы, крайне скептически относятся к государственным системам, существующим сегодня. Особенно это касается молодого еврейского государства. Мы видим, как относятся его руководители, заседающие в Иерусалиме и претендующие на имя Израиль, к нищете, детской обездоленности и другим несчастьям своего народа. Любой думающий человек легко заметит их абсолютное безразличие. Только иногда, обычно во время предвыборной компании, говорятся правильные и красивые, но ни к чему никого не обязывающие слова.
Существует представление, что в государстве должны быть музеи, театры, стадионы. С точки зрения еврейских принципов, невозможно финансировать культуру и спорт, когда десятки тысяч детей ложатся спать голодными. Это подобно родителю, который нанимает для одного ребенка учителя музыки, оставляя другого голодным. Во многих еврейских книгах, объясняющих основы морали, приводится рассказ из Торы, как Авимелех, царь филистимлян, отобрал у Авраама его жену Сару, думая, что она сестра Авраама. Вс-вышний, открывшись Авимелеху, сказал, что он будет жестоко наказан за то, что взял чужую жену. Авимелех тут же вернул ее, но спросил Авраама, почему же он не сказал, что это его жена. Авраам ему ответил: «Я только увидел, что нет страха перед Б-гом в этом месте. И убьют меня из-за моей жены».
Эти слова «нет страха перед Б-гом в этом месте» цитируют комментаторы Торы, объясняя нам, что отсутствие этого качества лишает общество основы существования. Внешняя благопристойность скрывает алчность и жестокость. Главе государства, у которого нет страха перед Творцом, нельзя доверять ни в чем.
В связи с вышесказанным представление о неком идеологическом разногласии между религиозными евреями и светским государством Израиль, между евреями Торы и светской культурой неверно. Евреи не верят в этих людей, потому что глупо им верить. Очень многие: евреи и неевреи, люди, далекие от Торы, — тоже прекрасно понимают моральную сущность современного политикана-функционера и его абсолютную продажность. Обо всех вытекающих последствиях свидетельствует сегодняшняя реальность.

«Мир Торы»


В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Береги свою речь. О прошлом, о неудаче, «правдолюбие»…

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нужно стараться судить о человеке с лучшей стороны.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Полезное злословие

Рав Элияу Тавгер

Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.