Темы: Геином, Рош Ашана, Оцарот, Небесный суд
В своем выступлении рассказал раби Швадрон следующее: в одной из книг, вышедшей в Иерушалаиме, дети автора приводят историю из жизни своего отце.
Отец их был богобоязненным человеком. В своем городе он был резником. Однажды утром он, встревоженный и взволнованный, рассказал он им свой ужасный сон: мне снилось, что жизнь моя кончилась, и я пришел на Небесный Суд. Предстал передо мной ангел с претензией, что он создан его грехом. И какой грех? Накануне святой субботы, когда я был занят подготовкой к ней, пришла ко мне одна вдова просьбой: «Я еще не варила, только сейчас мне удалось достать курицу для субботы. Пожалуйста, зарежь ее».
Я ответил, что время работы кончилось, сейчас я тружусь для субботы, и даже не ходил еще в микву и т.п. Поэтому не могу зарезать ее сейчас.
И вот, я вижу во сне, что от этого греха создан ангел сурового суда. И он требует, чтобы меня наказали.
Суд постановил: стирка и очистка в Геиноме в течение тридцати дней, или возвращение в этот мир для исправления греха. Я попросил Геином, чтобы не возвращаться в этот мир. Меня повели в Геином, и чем больше я туда приближался, тем больше чувствовал ужасный жар, и не мог стоять там. Я стал умолять возвратить меня в Суд, чтобы выбрать вторую возможность.
Во сне я умолял ангела. Ангел отказал мне.
Я снова стал умолять его, пока он не согласился вернуть меня в Суд.
Я сказал в Суде, что выбираю возвращение в этот мир. Судьи согласились, но вышло указание наказать ангела. Почему? Потому что не выполнил свое задание, как подобает, и вернул меня без приказа. Его наказали огненной палкой — пульса де нура. Я содрогнулся от этого наказания, и от страха проснулся.
Таким был сон.
Отец был взволнован. Он сразу же сел проверять, был ли в его жизни такой случай, но не мог найти за собой ничего подобного. В конце концов, он пришел к выводу, что всегда относился подобающе к просьбам людей, тем более, к вдовам. Он пошел к раву города, и рав, выслушав его, успокоил: «Если в самом деле не случалось такого, чего тебе волноваться?»
Поскольку он на этом не успокоился, то стал ходить к мудрецам и праведникам. Все сказали ему, что если он не помнит такого, то можно сказать, что он видел не реальный сон.
По прошествии времени он понемногу успокоился, и сон стал забываться.
Прошло много лет, примерно двадцать, и сон совершенно забылся.
Однажды, в канун субботы, шел он, как обычно, в микву, и по дороге встретил вдову с курицей в руке. Она попросила: «У меня нет курицы к субботе, пожалуйста, зарежь мне эту курицу».
Ответил он ей: «Я закончил работу еще рано утром, сейчас у меня совсем нет времени» и пошел дальше с сумкой в руках — окунаться в микву в честь субботы.
Он возвратился из миквы и сделал другие домашние дела. Приближалась суббота. Он пошел в синагогу, чтобы прочитать «Песнь песней» и встретить субботу.
Он помолился вечернюю молитву, вернулся домой, спел «Мир вам, ангелы служения» и сел за стол. Вдруг…
Вдруг он с криком вскочил с места: «Ой, ой!» Он вспомнил сон. Страх охвативший его, был ужасен. Ага! Он застонал и упал без сознания. Его привели в чувство.
Он собрался силами и попросил своих домашних: «Поторопитесь послать вдове такой-то поднос с рыбой и поднос с мясом, насколько позволяют наши возможности». А за ними пошел он сам, чтобы умиротворить вдову.
Вдова простила его от всего сердца и ела блюда, посланные ей.
Он успокоился. Возвратился домой, сделал кидуш на вино громко и взволнованно: «День шестой. И завершены были небо и земля». Слезы радости и святости субботы перемешались и упали в бокал с вином. После этого он поел от субботней трапезы, с радостью произнес благословение после трапезы и пошел спать.
Наутро он не проснулся. Вернул душу Творцу, исправив свои дела.
На похоронах, на исходе субботы, среди провожавших его прошел слух обо всей этой истории. И в книге, которая вышла для возвышения его души, согласились его сыновья рассказать об этом деле.
Мы должны знать, что есть суд и есть Судья. Ни одно дело не пропадает, и каждое дело приведет Ашем на Суд, хорошее оно, или плохое. Б-га бойся, и заповеди Его соблюдай, ибо это весь человек.
И пусть мы все удостоимся доброй записи и подписи. Амен. (Леагид — Хумаш амагидим)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его