Из цикла «Врата востока», темы: Мудрость, Скромность, Врата востока, Бемидбар, Изучение Торы, Исраэль Спектор, Пустыня
«И Г-сподь сказал Моше в пустыне Синайской, в шатре соборном» (1:1)
Только тот, кто смотрит на себя как на выжженную пустыню (т.е. совершенно лишен самомнения), может обрести мудрость и Тору. Посему сказано «в пустыне Синайской» (Бемидбар раба).
Хороша скромность, ибо сказано «скромно ходи перед Б-гом твоим» (Миха 6:8).
Когда Йосефу Хаиму (будущий Бен Иш Хай) было двенадцать лет, старался он скрыть свои знания от других. Но не много дней прошло, и благодаря провидению, стал он известен многим.
Как-то, вернувшись из ешивы домой, увидел Йосеф Хаим на столе у отца письмо, в котором мудрецы Иерусалима спрашивали, как решить некоторую алахическую проблему. Двенадцатилетний Йосеф Хаим сам открыл необходимые книги, рассмотрел вопрос со всех сторон и, написав аргументированный ответ, отправил его в Иерусалим. Раввины Иерусалима подивились глубине полученного ответа и вынесли на его основе постановление. Через несколько дней получили в Иерусалиме еще один ответ и с удивлением обнаружили, что, по сути, он идентичен первому.
Когда же иерусалимские мудрецы узнали, что первый ответ был написан сыном, то послали отцу, раби Элияу Хаиму, специальное послание, где сообщили ему о мудрости сына. Да будет счастлив тот, у кого осуществилось написанное в Мишлей (15:20): «Сын мудрый радует сердце отца». С тех пор весть о познаниях юного Йосефа Хаима распространилась по всему Ираку.
“А ты назначь левитов над Мишканом Свидетельства и над всеми принадлежностями его, и над всем, что при нем”.
Рав Маймон бен Атар, будучи равом Александрии (Египет), каждую пятницу в полдень обходил синагоги города и проверял по свиткам Торы недельную главу, которую будут читать в шабат — чтобы не было ошибок. А после полудня снова выходил на улицу, чтобы напомнить евреям — владельцам магазинов, что следует закрыть магазины до наступления шабата. Рав не боялся умалить своё достоинство во имя шабата, и заботился, чтобы евреи читали Тору в шабат по выверенным свиткам.
С разрешения издательства “Швут Ами”
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.