Из цикла «Беседы о Торе», темы: Еврейские имена, Недельная глава, Рав Ицхак Зильбер, Бемидбар, Колена Израиля, Книга Бемидбар
Четвертая книга Торы «Бемидбар» («В пустыне») рассказывает о сорока годах существования народа Израиля в Синае, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной.
Почему пребывание евреев в пустыне так затянулось? Ведь им нужно было только пересечь ее, чтобы прийти из Египта в Эрец-Исраэль! Книга описывает прегрешение, за которым это наказание последовало, и сообщает о решении Всевышнего: в Обетованную Страну войдет только новое поколение, а согрешившие — то есть поколение, вышедшее из Египта, — умрут в пустыне.
Все эти сорок лет Моше учил евреев заповедям, которые должны регулировать жизнь нашего народа. Заканчивается книга в тот момент, когда евреи приближаются к границам Эрец-Исраэль.
В последний раз перед тем, как ступить на Землю Израиля, евреи встали станом в моавитских степях, у реки Ярден, напротив города Йерихо. Моше попрощался с евреями. Дальше их поведет другой вождь, Йеhошуа, а Моше, говоря языком Торы, «присоединится к народу своему» — то есть душа его присоединится к душам предков.
БЕМИДБАР
Первая недельная глава книги «Бемидбар» называется тем же словом — «Бемидбар» («В пустыне»). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше сосчитать мужчин в возрасте двадцати лет и старше во всех коленах Израиля (кроме колена Леви), особо — первенцев мужского пола во всех коленах (кроме колена Леви) и особо — левитов в возрасте от одного месяца и старше. Глава описывает исчисление общины, порядок расположения евреев в походе и на стоянках и начало исчисления колена Леви — подсчет членов семейства Кеhата. При этом указываются его обязанности. Потомки Кеhата несут в походе и устанавливают на стоянках все святые принадлежности мишкана — переносного Храма: Ковчег с двумя парами скрижалей Завета, стол, светильник и жертвенники.
«И Г-сподь говорил Моше в пустыне Синай, в шатре Откровения, в первый день второго месяца, во втором году после их исхода из страны египетской, так: “Сосчитайте поголовно всю общину сынов Израиля по их семействам, по домам их отцов, по числу имен, всех мужского пола поголовно. От двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско в Израиле, исчислите их по ополчениям, ты и Аhарон. И с вами будут по одному человеку от [каждого] колена, [этот] человек — глава дома своих отцов”» (1:1—4).
«И взяли Моше и Аhарон этих людей, названных поименно, и всю общину собрали они в первый день второго месяца… Как Г-сподь повелел Моше, так исчислил тот их в пустыне Синай» (1:17—19).
Сегодня перепись населения — это солиднейшая и продолжительная кампания. Ей предшествуют создание бесчисленных комиссий, заседания на всех уровнях власти, активное оповещение публики средствами массовой информации. Один только подготовительный период сам по себе — целое мероприятие. А тут?
Первого ияра — «в первый день второго месяца» (1:1) — Моше-рабейну получил приказ пересчитать всех евреев, и в тот же день — «в первый день второго месяца» (1:18) — «счетная комиссия» приступила к делу. Вся подготовка заключалась в том, что Моше сообщил о приказе Аhарону и еще двенадцати представителям от каждого колена.
Расторопность поистине удивительная. Стоит поучиться ей у Моше и Аhарона!
Представители колен перечислены по именам, с указанием колена и имени отца, дважды в главе: один раз — как помощники Моше и Аhарона в подсчете людей, и другой — как предводители колен при построении стана.
Многое можно узнать о человеке по тому, как он называет своего сына. Тогда имена давали по событиям в момент рождения. О чем говорят нам имена выходцев из Египта?
Надо помнить, что эти имена были даны детям родителями, жившими в чужой стране и находившимися под игом самого тяжкого рабства. Что же в них прежде всего бросается в глаза? Глубокая вера в Б-га и в то, что Он сохранит еврейский народ. Дэуэль — «знайте Б-га», Элишама — «мой Б-г услышал», Элицур — «мой Б-г — скала (оплот, защита)», Цуришадай — «моя скала — Всемогущий», Амишадай — «мой народ [надеется на] Всемогущего», Элиэзер — «мой Б-г помог», Пдацур — «выручи, Скала».
В других именах отражаются взаимоотношения между людьми: Аминадав — «мой народ щедр», Ахиэзер — «брат мой — помощник», Ахисамах — «брат мой — поддержка», Амиhуд — «мой народ — сиянье».
А что значит имя Нетанэль? Прибегнем к воображению. Может быть, в семье долго не было детей? Родители молились, просили Всевышнего послать им ребенка. И вот родился долгожданный сын. Какое имя выбрать ему? Ну конечно, Нетанэль — «Б-г дал».
Нетрудно представить себе и состояние семьи, глава которой обязан постоянно находиться в лагере рабов фараона, где он с утра до вечера лепит на стройке кирпичи и откуда потом любой египтянин может забрать его на работы в свое хозяйство. Когда отец совершенно бесправен и беззащитен, когда нет ему отдыха ни днем, ни ночью, семья не может не думать о том, кому же поручить новорожденного, кто будет им заниматься, воспитывать его. Кто будет отцом ребенку? Вот и называют сына Элиав: «мой Б-г — Отец».
Рядом, в другой семье, — те же печали, те же заботы. И люди говорят себе: у соседа есть Б-г, но ведь и у меня тоже есть Б-г — Гамлиэль! Хорошее имя для сына!
Родился в семье еще один ребенок, прибавил Всевышний потомства — появился на свет Эльясаф — «Б-г добавил».
Подсчет еврейского населения, о котором говорится в главе, — вторая перепись народа в его истории. В первый раз евреев считали при строительстве переносного Храма. Тогда каждый мужчина в возрасте от двадцати до шестидесяти лет внес на Храм по половине шекеля, и количество монет указало численность народа (из этого серебра затем изготовили основания столбов для храмовой завесы). В третий раз такой подсчет был произведен после тяжелой эпидемии, поразившей народ за прегрешения (см. гл. «Пинхас»). У каждого из этих подсчетов были свои причина и назначение.
Почему подсчет производится по коленам? Почему бы не пересчитать всех подряд? К чему такое разделение?
Мы уже знаем, как много говорят о людях имена. Не менее красноречивы и цифры. Хафец Хаим замечает: у родоначальника колена Дана был только один сын, а на день переписи в колене насчитывалось 62.700 мужчин в возрасте двадцати лет и старше, у Биньямина же было десять сыновей, а спустя год после исхода из Египта в колене было только 35.400 мужчин, способных носить оружие. Стих о колене Дана следует непосредственно за стихом о колене Биньямина, подсказывая нам это сопоставление.
О чем оно говорит? Не надо быть самоуверенным. Тогда, в Египте, должно было казаться, что через двести десять лет колено Биньямина будет куда многочисленней, чем колено Дана. Но получилось наоборот. К тому, кому Б-г благоволит, удача может прийти и от одного сына. Это, кстати, касается и материального благополучия. Не надо заноситься от изобилия и не надо падать духом от недостатка.
Итак, подсчет по коленам дает нам какую-то их характеристику. Кроме того, он отражает организацию жизни евреев. И сейчас мы об этом поговорим.
Во время стоянок Израиля в пустыне каждое колено занимало среди народа свое собственное место. Есть мнение, что и во время переходов они шли в том же порядке.
Глава «Бемидбар» подробно описывает этот порядок. Впервые он был установлен, когда евреи выносили из Египта тело Яакова, чтобы похоронить его в Земле Израиля, и строго соблюдался в течение всех сорока лет пребывания народа в пустыне.
Каждое из колен стояло и двигалось под флагом, цвет которого соответствовал цвету его камня в хошене (нагруднике) первосвященника: у Реувена (рубин) — флаг был красный, у Шимона (топаз) — зеленый и т.д. Мидраш раба говорит, что обычай изготавливать национальные флаги народы мира переняли у евреев.
В центре стана и в центре походных колонн находился мишкан, а вокруг него — левиим, на которых были возложены обязанности петь в Храме и охранять его. Восточное крыло левиим, располагавшееся напротив входа в Храм, составляли Моше, Аhарон и его сыновья.
С внешней стороны от них стояли и шли колена Иеhуды, Иссахара и Звулуна, всего 186.400 человек. Командовал ими старший колена Иеhуды — Нахшон, сын Аминадава (он первым прыгнул в море при переходе Красного моря). В походе восточный фланг двигался первым.
К югу от мишкана было место левиим, потомков Кеhата, за ними — колен Реувена, Шимона и Гада, всего 151.450 человек, под командованием главы колена Реувена — Элицура, сына Шдеура.
Когда лагерь снимался с места, они шли вторыми после «восточного блока» — Иеhуды, Иссахара, Звулуна. Таким образом все святые принадлежности мишкана, которые несли потомки Кеhата, оказывались в центре колонны.
С запада располагались левиим, дети Гершона, с внешней стороны от них — потомки Рахели: Эфраим, Менаше, Биньямин — числом 108.100 человек. Их предводителем был старший колена Эфраима по имени Элишама, сын Амиhуда. В походе они шли третьими.
С севера находились левиим, потомки Мрари, а за ними — колена Дана, Ашера, Нафтали, всего 157.600 человек. Командовал ими старший колена Дана Ахиэзер, сын Амишадая. В походе они были замыкающими.
Как видим, Тора придает организованности и порядку большое значение. (Тому есть и другие примеры. В Храме, скажем, функции служителей разграничивались строжайшим образом, и «перехват» функций карался очень сурово.)
Но у всякого порядка должно быть свое содержание. В чем оно заключалось в этом случае?
Четкое разделение на колена было очень удобно во многих отношениях. Когда родные живут рядом, знают друг друга, им легче действовать вместе. Их отношения налажены и устойчивы, и все у них делается быстро, как в семье, что особенно важно при нападении врага.
Порядок этот позволяет легко проследить родословную человека, что тоже существенно: ведь есть такие факторы, как наследственные качества, воспитание…
И, наконец, у каждого колена была своя «биография», свои индивидуальные особенности: события, поступки, цели, задачи и интересы. Вы можете судить об этом хотя бы по жертвоприношениям руководителей колен при освящении Храма, о чем пойдет речь в следующей главе.
Все колена были сплочены вокруг мишкана, и тем не менее у каждого из них был свой путь в жизни.
Книга «Бемидбар» начинается словами: «И Г-сподь говорил Моше в пустыне Синай…»
Мидраш комментирует эти слова, подчеркивая: «Тора дана из огня, из воды, в пустыне».
«Из огня» — ибо сказано: «А гора Синай вся дымилась» (Шмот, 19:18).
«Из воды» — ибо сказано: «И облака сочились водою» (Книга Судей, 5:4).
«В пустыне» — ибо сказано: «И Г-сподь говорил Моше в пустыне» (Бемидбар, 1:1).
Евреи сохранили верность Торе, мужественно пройдя все три испытания: огонь, воду и пустыню.
Готовность принять смерть ради исполнения воли Всевышнего была присуща евреям еще до того, как они стали народом. Первым, кто прошел испытание огнем, был Авраhам, проповедовавший веру в единого Б-га. Мы уже говорили об этом в главе «Эмор» книги «Ваикра», приводя и другие примеры, подтверждающие, что «дела отцов — знак для детей».
Второе испытание — водой — евреи выдержали, подойдя к Красному морю. Оно еще не расступилось, когда Моше передал народу повеление Всевышнего войти в воду. Первым, как вы уже знаете, двинулся предводитель колена Йеhуды Нахшон, сын Аминадава, а за ним пошли все. Лишь когда вода дошла людям до подбородка — море расступилось.
В отличие от второго, кратковременного, третье испытание — пустыней — продолжалось сорок лет, которые весь народ, исполняя волю Всевышнего, провел в безводной пустыне, кишевшей змеями и скорпионами.
Три перечисленных испытания показали, что Тора была дарована евреям не случайно: вечное учение — вечному народу.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваигаш
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Бенцион Зильбер
По требованию Йосефа братья приводят к нему Биньямина, который обвиняется в краже кубка. Йосеф хочет, чтобы Биньямин стал его рабом. Йегуда протестует и приводит странную, на первый взгляд, аргументацию.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Евреи в Египте перестали чувствовать себя гостями. Коронация Йосефа стала отправной точкой путешествия в изгнание на более чем два века.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
Биньямин украл чашу, он вор!