Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Любовь, Молитва, Реувен Пятигорский
Аава раба, «С великой любовью…» — первые слова благословения, которое читается непосредственно перед утренней молитвой Шма Исраэль. Согласно Шмуэлю, великому учителю эпохи Талмуда, оно читалось по утрам священниками Иерусалимского храма. Так же считает автор самого первого молитвенника, раби Амрам-гаон, тоже вавилонский мудрец, но уже послеталмудической эпохи (руководитель академии в Суре, 9 век). Слова этой молитвы составлены в древнейшие времена членами Большого собрания мудрецов в начале периода Второго Храма. Текст молитвы представляет собой благодарение за особую любовь Творца к еврейскому народу. Перед этим благословением идет другое — с благодарением за наступление светлого дня. Об этих двух благословениях написал раби Ашер из французского города Люнель (12 век): «Солнце светит только днем, Тора днем и ночью. Мы славим Творца сначала за солнце, а затем за Тору, которая просветляет душу».
Главная тема этой молитвы — любовь. Она так и завершается: «Благословен Ты, Всевышний, с любовью избравший Свой народ». Но еще раньше идут слова в высшей степени характерные для отношения евреев к своему Творцу и к Торе: «Дай нашему сердцу понять и уразуметь, осмыслить, выучить и обучить, соблюсти, выполнить и осуществить все слова учения Твоей Торы — с любовью!» Мы не просто просим наделить нас особыми способностями, чтобы понять Тору, но просим помочь нам ПОЛЮБИТЬ Тору и ее заповеди. Без любви нет ни понимания, ни учебы, ни осуществления. И Он дает нам эту любовь в каждом поколении.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы о клятвах
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»
Что на самом деле произошло у горы Синай?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Написано в книге «При эц хаим»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»
"Не произноси Имя Всевышнего, твоего Б-га, впустую, ибо не простит Всевышний того, кто произносит Имя Его впустую".
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»
Глава из книги «Дерех Ашем»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Элоким — имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение [Цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает со словом гатева [«природа»], ибо это имя скрывает свет, который наверху и который творит и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует и происходит естественным образом. Имя Элоким — щит и покров имени Гавайе, оно должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени Гавайе и творящие из ничего, дабы они не стали явны творениям, отчего последние перестали бы существовать