Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Зачем кричишь ко Мне?»

Отложить Отложено

В сюжетах Торы есть такие узлы, где действие и его описание стремительно несутся, вызывая целую цепочку вопросов, а подчас недоумение. Ответ обычно находится в мидрашах. Но дело в том, что, как известно, разные мидраши не обязаны быть бесконфликтными по отношению один к другому. И если на уроке разбирается многоплановый эпизод, переполненный участниками и мотивациями, возникает проблема целостного восприятия.

Пример. Глава 14 книги Шмот, Исход из Египта. Всевышний объявляет Моше, что евреям, уже вышедшим в пустыню, надо повернуть назад, и тогда Он вызовет в египтянах желание вернуть беглецов. "Они (египтяне) погонятся за ними (за евреями), а Я прославлюсь через фараона и его войско", т.е., Я его разобью таким чудесным образом, что ни у кого не возникнет сомнений в Моем могуществе в деле управления этим миром.

Так и произошло. Египтяне погнались за евреями. Те испугались – и стали кричать к Всевышнему, т.е. молиться. И тут же стали укорять своего предводителя за то, что тот вывел их из Египта. "Разве не хватало нам могил в Египте, что ты взял нас умирать в пустыне!" [Зачем они это сказали? С какой целью? Чтобы только упрекнуть? Но разве упрек спасает от опасности? А главное, чем евреи занимались – "кричали к Всевышнему" или упрекали Моше? Одновременно заниматься этими двумя не очень совместимыми делами – согласитесь, не с руки. Да и написано странно – одно идет за другим: "И подняли евреи глаза, и вот египтяне (приблизились), и очень испугались, и закричали к Всевышнему, и сказали Моше: разве в Египте нет могил?" Получается, что они почти одновременно сказали: Ты, Всевышний, спаси нас, а ты, Моше, плохой.]

Моше им сказал (никак не отреагировав на упрек), чтобы они замолчали. Т.е. пусть не молятся. [Разве есть такие моменты, когда советуется не молиться? Не нам ли известно, что молитва всегда и во всех случаях спасает от любой беды? Вернее, если есть спасение, то это в первую очередь молитва. Таков еврейский опыт.]

Он сказал: вы молчите, а Всевышний будет за вас воевать.

И тут же: "И сказал Всевышний (пророку) Моше: что ты кричишь ко мне? Скажи евреям, чтобы они шли (вперед)".

Кричать = молиться. Оказывается, Моше, приказав евреям перестать молиться, сам все же продолжал молиться. Так или иначе, теперь и ему было сказано – помолчи, закрой свою молитву. [Снова тот же вопрос. Разве есть такие моменты, когда надо отказаться от надежды получить помощь с неба?]

Мидрашей тут великое множество. Один другого красивей и глубже. Но, повторяю, не все они согласуются друг с другом. Поэтому приходится выбирать некую трассу согласованных мидрашей, отодвигая в сторону те, что не выбиваются из общей канвы.

Получилось следующее. Всевышний обещал помочь евреям, т.е. спасти их. В какой момент обещал? – Как только сказал, что прославится, разбив фараона с войском.

А раз обещал – то значит, вроде бы, можно не молиться. Обещание мы уже получили. Но предположим, что всегда есть потребность в молитве. Тогда почему Моше сказал им – помолчите?

Из-за их упрека в его адрес. Это был абсолютно беспочвенный упрек, проще говоря – грубость и "наезд". А раз они нарушают запрет на чистую речь, то и молитва их бесполезна. Моше сказал им "не молитесь" не потому, что сейчас не время – очень даже время! Просто от вас молитва не будет принята.

[А еще проще сказать так. Торе не случайно поставила эти два стиха рядом. Получается, что упрек к Моше и был содержанием молитвы евреев к Всевышнему. "Всевышний, спаси нас от беды, которую навлек на нас этот человек, Моше". А такая молитва уж точно не принимается.]

Они замолчали. И молиться продолжал один Моше. И тут Всевышний ему говорит: зачем ты молишься, все сейчас зависит не от Меня, а от тебя. По принципу: праведник говорит – небеса исполняют.

Моше недоумевает: что мне надо приказать небесам (т.е. Тебе!)? – Прикажи, чтобы море расступилось!

Моше приказывает – море расступается.

**  **

Над морем был поднят посох. Он и раньше поднимался – в египетских казнях. Египтяне были уверены, что свои фокусы Моше осуществляет при помощи волшебного посоха. На самом деле Моше приказывал – небо исполняло.

Все, что оставалось небу, – сообщить пророку, какого рода приказ оно от него в данный момент ожидает.

**  **

И еще. Не стоит молиться, призывая небо покарать какого-то человека. Скажем просто: Всевышний, отведи от нас эту беду. Но не будем говорить: Всевышний, накажи такого-то, ибо он плохой и сделал нам так-то и так-то. Ибо это называется взять судейство в свои руки и присудить человека к наказанию. "Накажи его" – далеко не всегда означает "спаси нас".

** **

ПС. Если этот материал показался вам слишком вычурным, то вот, классическая трактовка – раздел "Бешалах".

Теги: Хидуш, Тора, Недельный раздел