Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Иерусалимский медицинский центр «Шаарей Цедек» считается религиозным. Здесь работает в основном религиозный персонал, и именно сюда стараются попасть, если требуется госпитализация, религиозные люди. Перед сотрудниками больницы стоит весьма непростая задача: найти такие методы работы, которые предоставили бы возможность выполнять профессиональные обязанности по Субботам, не нарушая при этом заповеди. В обычной ситуации по еврейскому закону запрещено включать и выключать электричество, а как поступить, если, например, больному надо включить свет или нажать кнопку вызова медсестры.

Вот тут-то и приходит на помощь грама-переключатель (грама — арамейское слово, что в переводе означает — «косвенное действие»). Во времена Талмуда наши Учителя постановили, что человек в субботу вправе, если есть на то острая необходимость, осуществлять так называемые «косвенные» действия. В шаббат пациент, которому нельзя ходить, скажем, после операции, нажимает кнопку грама-переключателя, и на табло на дежурном посту отделения отодвигается «дверца», прикрывающая до наступления шаббата зажженную лампочку. И медсестра видит, что пациент в такой-то палате нуждается в помощи. В результате проблема решается без нарушения еврейских законов.

Кроме того, в медицинском центре «Шаарей Цедек» есть специальный телефон, не потребляющий электроэнергию, и ручки для врачей, позволяющие им записывать важные показания, не нарушая субботу, ибо через некоторое время (после шаббата, когда данные уже внесены в компьютер) сделанная запись исчезает.

Все эти приспособления — продукция Института Науки и Ѓалахи. Его создал около полувека назад, когда Израиль только появился на карте мира, раввин Леви-Ицхак Гальперин. Он возглавил это учреждение, и руководит им по сей день.

Главная задача института заключается в том, чтобы соединить современную науку с законами Торы, определяющими образ жизни религиозных евреев.

Институт расположен в Иерусалиме, в небольшом скромном здании у подножия горы Герцль. Здесь трудятся бок о бок раввины, ученые и инженеры.

На создание института Науки и Ѓалахи, точнее — на подготовительную работу, ушло почти девять лет.

— Направление наших поисков обусловлено самой жизнью, — рассказывает рав Гальперин, — «количество» солнечных лучей, проникающих в комнату, определяется размером окна. Так и в нашей работе. Ее масштабы определяются тем, сколько света, излучаемого Торой, может коснуться нашего мира… Цель института — соединить новейшие открытия в области химии, биологии, электроники и других наук с миром Ѓалахи.

Со времени основания Институт далеко шагнул в своих исследованиях. Именно к его сотрудникам обратился первый израильский космонавт Илан Рамон (член команды печально известного шаттла «Колумбия», трагически погибшего в 2003 году) с просьбой объяснить, как и когда нужно делать субботний кидуш на орбите, где солнце встает и заходит каждые полтора часа. — Определите, когда начинается шаббат на пусковой площадке, откуда стартовал шаттл, — ответили ему, — и начинайте отсчет с этого момента.

Многие «светские» компании в мире заинтересованы в том, чтобы их продукцию покупали религиозные евреи. Но тогда они должны найти такие технические решения, которые не идут вразрез с законами еврейской традиции. И тут на помощь приходит Институт Науки и Ѓалахи, снабжая фирмы соответствующими разработками.

— Новые разработки ведутся по двум направлениям, — рассказывает руководитель одного из подразделений института раввин Шмуэль Штраус. — Часть из них — решение проблем, которые ставят перед нашими сотрудниками «заказчики». Инициатором других становится рав Гальперин или кто-то другой из работающих у нас раввинов. Мы находим новый подход к определенному еврейскому практическому закону и рассылаем письма в инстанции, имеющие отношение к данному вопросу. Концепция обсуждается, уточняется с технической и практической точек зрения. Когда задача обретает конкретные очертания, за дело принимаются изобретатели.

— Институт — уникальная организация, — говорит глава одной из торговых компаний Ицхак Стейнберг. — Его сотрудники разбираются и в технике, и в еврейских законах. Поэтому они в состоянии сделать так, чтобы религиозные люди могли пользоваться современными достижениями науки и техники. Недавно, к примеру, они приняли участие в разработке холодильников нового типа, которые снабжены микрочипом, позволившим программировать агрегат таким образом, чтобы в шаббат его компрессор и мотор работали в автоматическом режиме и не включались всякий раз при открытии дверцы.

Читайте: полный обзор по теме Еврейские законы — Алаха


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.