Темы: Современность и Тора, Тора и наука, Суббота, Еврейский закон, Медицина, Электроприборы
Иерусалимский медицинский центр «Шаарей Цедек» считается религиозным. Здесь работает в основном религиозный персонал, и именно сюда стараются попасть, если требуется госпитализация, религиозные люди. Перед сотрудниками больницы стоит весьма непростая задача: найти такие методы работы, которые предоставили бы возможность выполнять профессиональные обязанности по Субботам, не нарушая при этом заповеди. В обычной ситуации по еврейскому закону запрещено включать и выключать электричество, а как поступить, если, например, больному надо включить свет или нажать кнопку вызова медсестры.
Вот тут-то и приходит на помощь грама-переключатель (грама — арамейское слово, что в переводе означает — «косвенное действие»). Во времена Талмуда наши Учителя постановили, что человек в субботу вправе, если есть на то острая необходимость, осуществлять так называемые «косвенные» действия. В шаббат пациент, которому нельзя ходить, скажем, после операции, нажимает кнопку грама-переключателя, и на табло на дежурном посту отделения отодвигается «дверца», прикрывающая до наступления шаббата зажженную лампочку. И медсестра видит, что пациент в такой-то палате нуждается в помощи. В результате проблема решается без нарушения еврейских законов.
Кроме того, в медицинском центре «Шаарей Цедек» есть специальный телефон, не потребляющий электроэнергию, и ручки для врачей, позволяющие им записывать важные показания, не нарушая субботу, ибо через некоторое время (после шаббата, когда данные уже внесены в компьютер) сделанная запись исчезает.
Все эти приспособления — продукция Института Науки и Ѓалахи. Его создал около полувека назад, когда Израиль только появился на карте мира, раввин Леви-Ицхак Гальперин. Он возглавил это учреждение, и руководит им по сей день.
Главная задача института заключается в том, чтобы соединить современную науку с законами Торы, определяющими образ жизни религиозных евреев.
Институт расположен в Иерусалиме, в небольшом скромном здании у подножия горы Герцль. Здесь трудятся бок о бок раввины, ученые и инженеры.
На создание института Науки и Ѓалахи, точнее — на подготовительную работу, ушло почти девять лет.
— Направление наших поисков обусловлено самой жизнью, — рассказывает рав Гальперин, — «количество» солнечных лучей, проникающих в комнату, определяется размером окна. Так и в нашей работе. Ее масштабы определяются тем, сколько света, излучаемого Торой, может коснуться нашего мира… Цель института — соединить новейшие открытия в области химии, биологии, электроники и других наук с миром Ѓалахи.
Со времени основания Институт далеко шагнул в своих исследованиях. Именно к его сотрудникам обратился первый израильский космонавт Илан Рамон (член команды печально известного шаттла «Колумбия», трагически погибшего в 2003 году) с просьбой объяснить, как и когда нужно делать субботний кидуш на орбите, где солнце встает и заходит каждые полтора часа. — Определите, когда начинается шаббат на пусковой площадке, откуда стартовал шаттл, — ответили ему, — и начинайте отсчет с этого момента.
Многие «светские» компании в мире заинтересованы в том, чтобы их продукцию покупали религиозные евреи. Но тогда они должны найти такие технические решения, которые не идут вразрез с законами еврейской традиции. И тут на помощь приходит Институт Науки и Ѓалахи, снабжая фирмы соответствующими разработками.
— Новые разработки ведутся по двум направлениям, — рассказывает руководитель одного из подразделений института раввин Шмуэль Штраус. — Часть из них — решение проблем, которые ставят перед нашими сотрудниками «заказчики». Инициатором других становится рав Гальперин или кто-то другой из работающих у нас раввинов. Мы находим новый подход к определенному еврейскому практическому закону и рассылаем письма в инстанции, имеющие отношение к данному вопросу. Концепция обсуждается, уточняется с технической и практической точек зрения. Когда задача обретает конкретные очертания, за дело принимаются изобретатели.
— Институт — уникальная организация, — говорит глава одной из торговых компаний Ицхак Стейнберг. — Его сотрудники разбираются и в технике, и в еврейских законах. Поэтому они в состоянии сделать так, чтобы религиозные люди могли пользоваться современными достижениями науки и техники. Недавно, к примеру, они приняли участие в разработке холодильников нового типа, которые снабжены микрочипом, позволившим программировать агрегат таким образом, чтобы в шаббат его компрессор и мотор работали в автоматическом режиме и не включались всякий раз при открытии дверцы.
Читайте: полный обзор по теме Еврейские законы — Алаха
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикинижии?
Нахум Пурер
Маген Давид - символ со значением.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Журнал «Мир Торы»
Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Устной Торы.
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»
Неужели мудрецы не внесли никакого вклада в Устный Закон? И неужели все, что они говорили, это лишь отголоски традиции, полученной на Синае?
Рав Александр Айзенштадт
Cлово «традиция» в контексте иудаизма можно понимать двояко. В истинном смысле Традиция — это совокупность всего учения иудаизма во всей его глубине и широте, передаваемая из поколения в поколение
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Рав Александр Айзенштадт
Р. Александр Айзенштадт о том, как понять ультраортодоксов
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение