Из цикла «Тора и Наука», темы: Йом Кипур, Тора и наука, Душа, Медицина, Беременность, Замир Коэн
Всем известно, что в Йом-Кипур запрещено есть и пить. Однако если пост связан с опасностью для жизни, есть разрешается. В Мишне (Йома, 8:5) сказано, что в таких случаях надо обязательно поесть.
Эта мишна приводит один из примеров такой опасности для жизни: «Если беременная почувствовала запах, ей дают есть, пока не вернется ее душа». Комментарий Раши: «Ребенок в ее чреве обоняет запах еды и хочет ее. И если она не поест, оба — в опасности».
Итак, если беременная ощутила запах еды и испытывает необъяснимую потребность ее съесть, то, согласно Торе Израиля, это не ее прихоть. Это ее ребенок чувствует запах, и это его неодолимое желание. А если она не позволит себе нарушить пост, оба они — в опасности.
В Талмуде эта мишна обсуждается более подробно (Йома, 826): «Однажды беременная почувствовала запах еды в Йом-Кипур. Пришли к раби Иеуде Анаси и спросили, как себя вести. Он сказал: “Пойдите и шепните ей на ухо, что сегодня Йом-Кипур, может быть, она удержится”. Шепнули ей, пропало желание у ее ребенка, и она успокоилась.» Сказал раби Иеуда Анаси об этом ребенке пасук: «Прежде чем Я сотворил тебя в животе, Я узнал тебя». И действительно, родился у нее раби Йоханан. (Раби Йоханан — глава мудрецов Израиля в эпоху Талмуда. Составитель Иерусалимского Талмуда).
А вот [другой] случай с беременной, которая почувствовала запах в Йом-Кипур, и пришли к раби Ханине, и спросили, как поступать. Он сказал: «Пойдите и шепните ей на ухо, что сегодня Йом-Кипур». Ей сказали, а она не успокоилась, и покормили ее. Сказал раби Ханина об этом ребенке пасук: «От утробы материнской [еще до рождения] отступили нечестивые». И родился у нее Шабтай, складывающий плоды [чтобы продать их потом намного дороже].
Нетрудно предположить, что ученые многих поколений, прочитав эти отрывки из Талмуда, не поверили бы написанному и сказали бы: «Плод в утробе матери — это растущий комок плоти, что у него общего с ребенком, выходящим на свет? До рождения он ничего не воспринимает извне и лишен всяких чувств. Разве он может услышать то, что шепчут на ухо матери? Разве он от этого успокоится?»
И вот теперь, в последние десятилетия, с помощью современной техники, ультразвука и записывающей аппаратуры появилась возможность следить за развитием плода, и выяснилось, что ребенок в чреве матери — это маленький человек, способный, в частности, слышать звуки извне и даже их помнить!
Вот цитаты из книга известной ученой Сюзан Шифлевин «Тело человека — невероятная машина»: «У двадцатичетырехнедельного зародыша очень интересно проявляется развитие нервной системы. Он быстро двигает глазами в определенной части сна, так же, как это делают дети и взрослые. Нет сомнения, что дети в утробе матери слышат звуки. В этом возрасте они заметно реагируют на музыку. Они моргают и прищуриваются и делают ритмические движения, будто танцуют.
По поведению новорожденных можно судить, что они сохраняют память о том, что происходило с ними во время внутриутробного периода. Факт — что младенцы в утробе предпочитают слышать определенные звуки, такие как биение материнского сердца, звук ее голоса и даже сказки, которые им рассказывают, когда они еще не родились. Грудные дети могут вспомнить музыку, которую любила слушать мать, пока была ими беременна. Многие из нас полагают, что истинное существование плода начинается только после рождения, но наблюдения свидетельствуют, что это удивительное развитие начинается прямо с момента зачатия».
Пока еще нет научных методов, которые могли бы вразумительно объяснить, как именно плод воспринимает звуки и запахи извне. Но нам ясно, что Творец мира, Который даровал Тору и заповедал нам поститься в Йом-Кипур, привел в ней всю необходимую для соблюдения информацию. В Торе он научил нас, что ребенок в чреве матери чувствует запахи и хочет той или иной еды. Поэтому беременная, которая почувствовала запах, захотела съесть эту пищу и не может успокоиться, должна ее поесть. В противном случает она подвергает опасности и жизнь плода, и свою собственную, а опасность для жизни отменяет пост Йом-Кипура.
Из Торы мудрецы Израиля знали и то, что плод может слышать! И если шепчут матери на ухо, что сейчас Йом-Кипур, и он успокаивается, — это знак, что у него есть тяга к хорошему и достоинство. А если ей шепчут, и он не успокаивается, это свидетельство наклонности к плохому, потому что, конечно, он слышал и понял, но сделал свой выбор.
И если речь идет о качествах младенца в утробе, давайте рассмотрим Мидраш (Мидраш раба, Толдот, 63:6), который комментирует стих Торы о Ривке во время ее беременности Яаковом и Эсавом: «И толкались внутри нее сыновья. И сказала: “если так — зачем я?” И пошла спросить Бога» (Брейшит, 25:2).
И вот слова Мидраша: «Когда она стояла у синагог и домов учения, пытался выйти Яаков. Как написано: “Я узнал тебя еще прежде, чем создал тебя в животе”. А когда проходила мимо капищ идолам, пытался выйти Эсав. Как написано: “От утробы материнской отступили нечестивые”.»
То есть мудрецы знали из полученной ими традиции, что:
- Зародышу известны каким-то образом разные места в округе, и он чувствует их или знает, что рядом с ними находится.
- Сильные телодвижения (биения младенца в утробе), постоянно повторяющиеся, когда мать проходит в определенных местах, свидетельствуют о качествах характера еще нерожденного ребенка.
- Младенец слышит голоса снаружи.
Следует отметить, что на сегодняшний день наука выяснила своими силами лишь третий пункт из сказанного мудрецами. Давайте наберемся терпения и подождем, может быть, увидим, как наука дойдет и до других положений, открытых нам Торой Творца.
из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»