Из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе», темы: Исправление, Недельная глава, Брак, Душа, Ахарей мот, Заповеди, Хаим Суницкий, Левиратный брак
Вопрос:
В этой главе, а также в следующей, мы узнаем о запрещенных связях[1]. В то время как некоторые из них кажутся весьма понятными, многие трудно объяснить. Каковы известные причины этих законов?
Ответ:
В самом общем смысле мы можем разделить все запрещенные отношения, описанные в этой главе на две категории. Первая включает все отношения, запрещенные между родственниками[2], а вторая включает все остальные запрещенные связи. Причины второй группы запретов намного легче понять. Запрет на отношения с женой другого, естественен для любого нормального человека. Помимо ужасных последствий нарушения этого запрета, дети рождаются, не зная, кто их отец. Как мы упоминали в главе Йитро, прелюбодей в конечном счете нарушает все Десять Заповедей. Запрет на мерзости типа гомосексуальных отношений и отношений с животными также понятен.
Запрет иметь отношения с нидой[3] также не слишком трудно объяснить. Как известно современной медицине, такие отношения могут привести к различным болезням, включая рак матки. Дети, от таких отношений могут также получить определенные детские заболевания[4]. Помимо этого, духовная структура этих детей очень страдает. Другая выгода хранения законов семейной чистоты — то, что пара ждет следующего раза, когда жена идет в микву, как повенчавшиеся ждут брака, и медового месяца. Таким образом, количество разводов и неудовлетворенности среди тех, кто соблюдает эти законы, намного меньше, чем среди тех, кто их не соблюдают.
Однако запрет на отношения между родственниками намного труднее понять. Эти законы называют Хуким — те законы Торы, которые не являются интуитивными, хотя и на них есть глубокие мистические объяснения[5]. В частности Мишна (Хагига 2:1) сравнивает тайны этих законов с самыми глубокими тайнами Маасе Меркава и Маасе Берейшит. Остановиться на этих идеях вне возможностей нашего комментария, мы только упомянем несколько коротких слов об этом предмете.
Нужно понять, что определенные действия запрещены Торой не потому что они полностью нечисты. В некотором смысле, как раз наоборот. Определенные действия в состоянии выпустить очень мощный поток духовной энергии, которая может быть исправлена только при определенных обстоятельствах. Однако, если исправление не может быть выполнено, они приведут к огромному разрушению. Один пример этого — запрет ношения одежды[6], сделанной из шерсти и льна. Это может фактически служить большому исправлению, и это — то, почему Тора разрешает делать шерстяную нить цвета техелет на льняной одежде. Также большинство одежд Первосвященника было сделано из шерсти и льна[7]. Однако, исправление шерсти и льна можно выполнить только при этих обстоятельствах, иначе достигается духовное разрушение.
Одна из причин на запрещенные отношения с близкими родственниками в том, что это могло бы принести огромный духовный свет в мир. Действительно, Авраам постоянно называть свою жену «сестрой» и так также в песне песней, Всевышний называет нашу нацию «Ахоти Кала» — моя сестра, моя невеста. Однако, сейчас в этом мире невозможно удержать такой большой свет, и вместо исправления он смешивается с нечистотой[8]. Это может также быть причиной того, почему дети, рожденные от отношений близких родственников часто не нормальны. Их ситуация может быть описана как высокая душа, пойманная в нечистоте[9]. Действительно, мудрецы Каббалы пишут, что если бы не грех Адама, близкие родственники не были бы запрещены[10].
Один случай, где Тора действительно разрешает запрещенные отношения, это при выполнении мицвы Йибума[11]. Интересно, что даже относительно этой мицвы, Талмуд говорит[12], что раньше ее делали по правильным причинам (ради мицвы), но в наше время, Йибум делают для собственного удовлетворения и поэтому он рассматривается почти как запрещенные отношения, и лучше сделать Халицу[13]. Получается, что и это исправление требует очень высокого уровня.
Используя эту идею можно объяснить другой интересный парадокс. Согласно Талмуду[14], женится на племяннице не запрещено, а это достойный похвалы акт. Однако, Рав Йеуда Ахасид написал в завещании не делать этого. Причина в том же[15], что и причина на не поощрение Йибума в более поздних поколениях. Это можно видеть из слов самого Рава Еуды Ахасида[16], поскольку он пишет, что для очень праведного человека — мицва жениться на дочери его сестры, чтобы его дети были праведны как он сам. Действительно, в семьях больших Раввинов, и сегодня женятся на тех близких родственниках, которые не запрещаются Торой. Однако, для широкой публики, кто не делает этого «Лешем Шамаим» (ради Небес), это считают опасным, и часто рождаются больные дети, как действительно предупреждают доктора[17].
Так же, как способ сделать грехи «Лешем Шамаим» является очень опасным[18], также определенные исправления весьма опасны и не могут быть выполнены любым человеком. Близкие отношения могут принести новые души в мир и поэтому могут выполнить самые большие исправления. Поэтому ецер ара прилепляется к ним, и многие запреты Торы охраняют их. В будущем, когда Машиах придет, не будет больше ецер ара в отношениях между мужем и женой. Они будут столь же естественны как отношения между двумя друзьями или преподавателем и студентом[19]. Очень большие души будут тогда принесены в этот мир, не боясь, что «нечистая сторона» прилипнет к ним.
[1] Эта глава непосредственно описывает запреты, в то время как следующая — наказания за их нарушения.
[2] Это может включить случай мужчины и женщины, являющейся близкими родственниками друг друга, или даже случай, когда они родственники через брак. Например, сестра и мать жены, брат мужа и т.д.
[3] Женщина, которая после менструации пока она не посчитает семь дней и сходит в Микву.
[4] См. также Зоар 3:33б; Рамбан, Вайикра 18:19.
[6] Практически мы не делаем этого, потому что мы не имеем сегодня правильного синего цвета техелет а также из-за определенного запрета Раввинов (см. Шулхан Арух, 9:6). Согласно некоторым мнениям, мы не должны носить даже льняные цицит на льняных одеждах. Поэтому талиты, которые продают сегодня, сделаны или из шерсти или из хлопка.
[7] См. наши слова к главе Тецаве.
[8] См. Реканти, Ахаре Мот, 18:6, Тикуне Зоар, 56-ой Тикун и начало 69-ого Тикуна.
[9] Заметим, что в последнее время ученые пробовали «войти в контакт» с душой ненормальных детей. Даже при том, что ясное научное заключение не было достигнуто, многие из людей, которые были вовлечены, поражены утверждениями и ответами, которые они «получают» от этих возможно «сумасшедших» людей. Это может быть включено в утверждение наших мудрецов, что после разрушения Храма, «пророчество» передано дуракам и детям (Талмуд, Бава Батра 12б).
[10] Шаарей Алешем 2:2:2.
[11] См. наши слова к главе Ваешев.
[12] Мишна в Бехорот 1:7, Талмуд, Йевамот 3а.
[13] См. Шулхан Арух, Эвен Аэзер 165:1 относительно того, следует ли закон этим утверждением.
[14] Йевамот 62б, см. Шулхан Арух, Эвен Аэзер 2:6.
[15] См. Вопросы и Ответы «Беер Моше» 6:159; Вопросы и Ответы Диврей Хаим, Эвен Аэзер 8.
[16] Сефер Хасидим, 488.
[17] См. Дарке Тешува 116:55; Вопросы и Ответы «Диврей Йисраэль», Эвен Аэзер, 11; Вопросы и Ответы «Беер Моше» 6:159.
[18] См. наши слова к главе Ваехи.
[19] Интересно, отношения в Торе обычно называются, «познанием».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»