Последние сто пятьдесят лет еврейской истории характеризуются массовым отходом евреев от религиозной традиции.
Последние сто пятьдесят лет еврейской истории характеризуются массовым отходом евреев от религиозной традиции. Если в XVIII веке еврейская диаспора в основном состояла из соблюдающих людей, руководство религиозной общины и раввины были незыблемыми авторитетами для евреев, то в этот период в Европе произошли глобальные изменения, повлиявшие на еврейские общины. В это непростое время: революций и Мировые войны, Катастрофа европейского еврейства и массовые миграции народов - основная масса евреев практически полностью отошла от Торы.
Несомненно, еврейская традиция продолжала существовать и довольно большие общины, насчитывающие десятки тысяч людей, беспрекословно следовали всем предписаниям Торы. Но вместе с тем в разных странах мира существовали миллионы евреев, забывающие традицию своего народа. Уже в 60-е годы XX века представление, что хотя религиозные евреи существуют, но современный человек, обычно светский уже не в первом поколении, не пойдет по их пути, царствовало практически повсеместно.
Однако в последние пятьдесят лет мы стали свидетелями больших перемен. В середине 70-х годов в израильской прессе начали появляться сообщения о сенсациях приобщения к Торе различных интересных людей. Одним из первых был Ика Исраэли, популярный художник из Тель-Авива, центральная фигура тогдашней богемы. Вдруг стало известно, что он проявляет интерес к ортодоксальному иудаизму. Тем из наших российских читателей, кто максимально отдален от Торы по образу жизни и по отсутствию представления о ней, будет трудно представить себе, какое удивление вызывало в Тель-Авиве тех лет подобное явление.
Еще одна большая сенсация такого рода - приобщение к Торе Ури Зоара. Он был самым известным деятелем телевидения, кино и эстрады. Спустя годы после того его возвращения к еврейской традиции, люди не могли поверить, что тот самый Ури Зоар, который высмеивал в своих интермедиях религию и религиозных, сейчас с огромной бородой сидит над книгами Талмуда. Если бы приобщение к Торе в те годы ограничилось двумя десятками интересных личностей, это не стало бы социально значимым явлением. Но за ними потянулись еще десятки и сотни. Об этом начали говорить как о колоссальной проблеме, угрожающей существованию светского государства Израиль. Я помню разговоры о скандальном спектакле, который назывался "Последний нерелигиозный". В нем рассказывалось о том, как все в Израиле стали религиозными. Во всей стране остался один светский человек, которого религиозные хотят заморозить, чтобы он сохранился как память о прошлом. Иногда при общении с родителями наших учащихся или со светскими спонсорами ешивы, я наталкиваюсь на глубокое непонимание сути тшувы, то есть внезапного "орелигиознивания" человека, еще вчера ничего не знавшего о еврейской традиции. Люди недоумевают: "Как это взрослый парень, которому уже 25-30 лет, а бывает и старше, в течение нескольких месяцев изменяет многое в своей жизни, а через год-два - это уже совершенно иная личность. Каков внутренний механизм этого процесса?" Один из вариантов стандартных ответов таков: религия, Тора, вера помогают в трудную минуту, вот у этого человека что-то стряслось, и он обратился к религии.
Сама жизнь опровергает подобный ход мысли. Ведь очень многие из тех, кто приблизился к Торе, преуспевающие люди: бизнесмены, деятели науки и культуры. Так что это объяснение несостоятельно.
Несомненно, разными бывают пути первого знакомства с Торой. Обычно это встреча с каким-то человеком. Бывает, что первым толчком является книга или стечение разных обстоятельств жизни. Можно обобщить мотивы, ведущие к религии, так. Человек, выросший вне Торы, обычно имеет о ней превратное представление, в корне отличное от того, что она представляет собой на самом деле. Когда же тот или иной человек при любых обстоятельствах касается сокровищницы Торы интеллектуально и эмоционально - она поражает его воображение, и он попадает в плен к этой истине, дарованной Творцом евреям. В наши дни возвращение к Торе становится нормой. Сегодня во всех диаспорах масса людей становится на путь соблюдения старой, хорошо забытой Торы. Рассказывают такую историю. Одна еврейская женщина в Нью-Йорке регулярно приходила в кашерную мясную лавку за покупками. При этом она всегда оправдывалась, чтоб берет мясо не для себя, а для пожилого папы. Позже, когда ее отец уже скончался, она все равно продолжала приходить покупать кашерное мясо, говоря: "Я беру такое мясо для сына". Так, стесняясь собственной религиозности, она кормила кашерным свою семью долгие годы. Поколение наших прапрадедов отошли от традиции в конце XIX - начале XX века, когда религиозные евреи получили возможность учиться. Науки и искусства поразили воображение еврейских юношей и девушек. Раввины и синагога, толстые потрепанные книги и длинные молитвы, как им казалось, потеряли смысл. А неожиданно открывшиеся знания наоборот предстали яркими и манящими, а главное, сильными и настоящими. Сегодня мы наблюдаем обратное. Студенты или аспиранты, люди искусства, врачи, бизнесмены и инженеры, потомки поколения Аскалы (просвещения - авт.), приходят в бейт-мидраш, чтобы открыть для себя мир прадедов, те колоссальные высоты духовности и интеллекта, который они никогда не увидели бы, оставшись у телеэкрана или монитора компьютера.
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими: