Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Что делать живущим в разных местечках друзьям?

Магида из Триска и реб Менделя из Ворки с юных лет связывала крепкая дружба. Магид был известным рассказчиком, а реб Мендел — уважаемым раввином. Преклонный возраст мудрых мужей уже не позволял им преодолевать лес, разделяющий два местечка. Однако старые друзья не забывали друг друга: каждую пятницу на протяжении последних двадцати лет Магид просил сапожника Йоселе пойти из Триска в Ворки и передать реб Менделю письмо. (Я услышал эту историю от рава Даниэля Каца в иерусалимской иешиве Эш-аТора).

Вот и на этот раз получил Йоселе запечатанный конверт и вышел на дорогу, как вдруг разгорелось его любопытство.

— Вот уже двадцать лет ношу я эти письма, но так и не знаю, что же пишет Магид своему другу, — подумал он. Начал было Йоселе бороться со своей слабостью, пытаясь устыдить себя: «Разве можно читать чужие письма?» — однако слабость оказалась сильной и победила внутренний спор неоспоримым аргументом: «Ну только один раз!»

Открыл Йоселе конверт, но, к своему удивлению, нашел там чистый лист бумаги. Положив его обратно в конверт, Йоселе продолжил путь.

— Как я рад, что ты пришел! — встретил его реб Мендель, с нетерпением ожидая послание друга. Йоселе передал письмо, и реб Мендель удалился к себе.

— Сколько можно читать чистый лист бумаги? — с терпением думал Йоселе, видя, как бежит время, а реб Менделя так и нет.

— Мне же нужно еще успеть вернуться домой и подготовиться к шаббату.

Наконец реб Мендель вышел и передал Йоселе запечатанный конверт — свой ответ другу. По дороге внутренний голос вновь стал искушать Йоселе: «Ну, открой конверт и прочти письмо!» И на этот раз изумленный Йоселе обнаружил чистый лист. «Как реб Мендель “читал” чистый лист? — удивлялся он. — Почему так долго “писал” ответ, оказавшийся тоже чистым листом?»

Йоселе передал письмо Магиду и сознался в том, что не смог сдержать своего любопытства.

— Неужели все двадцать лет вы посылали чистые листы? — спросил он.

— Нет, зачастую мы писали о Торе, обменивались впечатлениями о прожитой неделе, — ответил магид Мендель. — Однако иногда чувства переполняют нас, и мы просто не можем выразить их словами, тогда посылаем чистый лист…

— В момент Синайского откровения Всевышний показал Моисею текст Торы в виде «черного огня на белом огне», — продолжил Магид. — Черные буквы рассказывают о любви Всевышнего к нам, а белые просветы — о любви, которую нельзя выразить словами. Многому учат буквы, но еще большему — просветы. Строки выражают мудрость, но между строк — еще больше смысла.

Когда я испытываю глубокое чувство, которое не могу выразить словами, то без слов, от души, посылаю другу чистый лист бумаги!..

… Разве не эти, непередаваемые словами чувства переполняют человека, когда он испытывает первую любовь или радуется рождению ребенка?..

… Во время Синайского откровения звучал «голос» шофара. Чем отличается голос от речи? В речи слова выражают мысли, а голос — чувства без слов. В момент рождения ребенка мы слышим его голос, он плачет, моля о жизни. Шофар напоминает нам не только о начале Творения мира, но и о начале человека — скрытой в душе каждого искре святости. Не случайно первая книга Пятикнижия называется «Берешит», что означает «Вначале».

Виленский Гаон писал, что названия пяти книг Торы соответствуют пяти уровням человеческой души. Это указывает на пять этапов духовного развития человека, его самореализации в мире. Человек воплощает себя, искру Б-жью своего творческого потенциала в определенном порядке: от чувств к мыслям, слову, речи, поступкам, изменяющим мир.

Первая книга Торы «Берешит» — «Вначале» соответствует высшему уровню души — ахида (единая). На этом начальном этапе человек начинает понимать, что у него есть предназначение в жизни, которое он еще не в силах выразить словами; начинает искать скрытое в себе духовное начало образа и подобия Творца.

Вторая книга «Шмот» — «Имена» соответствует уровню хая (живая). Человек открывает свое имя, сознает свое предназначение в жизни. Творец наделил Адама живой душой — даром речи, способностью давать имена и определять свое имя, свою миссию. Слово «шэм» — имя, читается так же, как слово «шам» — там. Имя — духовная суть человека, которая указывает направление его жизненного пути. Человек — раб, если реализует в мире не свою волю, а желания своего господина, если его творческий потенциал направлен на строительство пирамид Фараона, а не Храма. В древности у раба отобрали имя, заменив его именем господина. Впрочем, тот, кто не осознает своей миссии в жизни, оказывается в еще большем внутреннем рабстве. Потому найти свое имя — это вырваться из рабства. Не случайно книга «Имена» называется также книгой Исхода, ибо осознание человеком своего имени и предназначения становится этапом его внутреннего раскрепощения.

Третья книга «Ваикра» — «Воззвал» соответствует уровню «нешама», (душа). Человеку следует не только осознать свое предназначение, но и активно взывать к нему. Если мы хотим разбудить кого-то, мы зовем его по имени. Мы можем пробудиться духовно, если будем взывать к себе, напоминая себе о нашей жизненной миссии. «Авраам, Авраам!», взывал Всевышний, дважды называя его имя: Авраам на земле, помни и реализуй предназначение Авраама на небесах! Каждый может реализовать на земле дарованный на небесах потенциал!

Четвертая книга «Бемидбар» — «В пустыне» соответствует уровню «руах» (дух). Название этой книги читается так же, как мидабер, говорящий. Человеку следует говорить о своем предназначении не взирая ни на какие трудности — «пустыни», помня, что, преодолевая тьму, он обретает свет.

Пятая книга «Дварим» — «Слова, Вещи» соответствует уровню «нефеш» (низшая, связанная с материальным миром часть души). На этом этапе человек осознает, что должен реализовать себя, изменяя своими словами и поступками материальный мир, мир вещей.

«Соф маасе бе махшава тхила!» — поют евреи, встречая субботу. — «Конец действия — в мысли начала!» Искусство жизни заключается в умении до конца оставаться верным началу. Человек реализует начало — свой духовный потенциал, доведет дело до конца, если, преодолевая испытания, будет верен самому себе, своему имени, своему предназначению!


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»