Из цикла «На тему недельной главы», темы: Самопожертвование, Гер, Недельная глава, Итро, Амалек, Граф Потоцкий, Лев Кацин, Освящение Имени Всевышнего, Отказники
Шантаж
Весной 1978 года я стоял на «горке» у московской синагоги на улице Архипова и искал человека, которому мог бы передать данные нашей семьи, чтобы получить вызов на выезд в Израиль. «Обратитесь к тому бородатому человеку», – предложил мне один еврей. В то время каждую субботу у синагоги собиралось несколько сот человек. Среди них – отказники, учителя иврита, диссиденты. А к тому бородатому стояла очередь. Так в ожидании я узнал, что зовут его Валерий П-й, юрист по образованию, который дает всевозможные консультации и советы в самых сложных ситуациях арестов и политических преследований евреев. Я поведал ему свою просьбу, но Валерий мягко улыбнулся и сказал: «Сейчас шабес – суббота, я не смогу взять ваши данные (тогда я еще мало знал о законах еврейской жизни). Но вы можете прийти ко мне на работу в будний день».
Уже в понедельник я сидел в кабинете юридического консультанта одного из крупнейших московских заводов. Каким-то чудом его еще не уволили. Валерий напряженно разговаривал с кем-то по телефону и вдруг с волнением бросил телефонную трубку. «Знаешь, чем мне сейчас угрожал гебешник?» – спросил он. И, не дождавшись ответа, продолжил: «Он сказал, что мои дети не вернутся сегодня из школы, погибнут в автомобильной катастрофе! Они требуют от меня, чтобы я работал на них».
– И что же вы им ответили? – спросил я.
– Я им сказал, что независимо от того, хорошо мне или плохо, я – еврей!
Подружившись с Валерием, я понял весь смысл произнесенной им фразы. Валерий рассказал мне, что родился в Ростове, в семье донских казаков. Поступил на юрфак МГУ. А там к нему, брюнету в очках, начали приставать студенты: «Валера, признайся, ты еврей?»
– До того это мне надоело, что я решил узнать, кто же такие евреи. Начал читать. Потом пришел к синагоге, нашел учителя иврита Иосифа Бегуна. Стал изучать Тору у Ильи Эссаса, прошел гиюр и стал евреем.
Гебешники не понимали этих людей, предполагали, что они – легкая добыча для вербовки. Однажды офицер КГБ в конце длительного разговора обратился ко мне с «доверительным» вопросом:
– Как это русский человек может ответить, что он еврей? Вот недавно, – продолжает офицер, – допрашивая сына известного детского писателя Юрия Яковлева (Андрей Я. был моим другом и духовным наставником – Л. К.), спрашиваю: «Вы известный журналист газеты «Труд», русский, что вы делаете среди этих евреев?» А он смотрит на меня своими чистыми голубыми глазами и отвечает: «Я – еврей!»
Что услышал Итро?
Наша недельная глава повествует об Итро, который стал евреем и пришел к горе Синай. «И услышал Итро, жрец мидянский, обо всем, что совершил Всевышний для Моисея и еврейского народа... и пришел в пустыню, где Моисей остановился у горы Синай».
«Что же именно услышал Итро, что привело его к еврейству?» – спрашивает великий комментатор Торы Раши, приводя мнение Талмуда – «развержение моря и война с Амалеком». Я же всегда удивлялся этому ответу. Если развержение моря кажется понятной причиной его решения, то война Амалека должна была бы не только не явиться причиной для его перехода в еврейство, но, скорее, причиной обратного. В момент развержения моря евреи праздновали свое спасение и победу, а их враги – египтяне утонули в море. Амалекитяне же вероломно напали на тыл еврейского лагеря, уничтожая слабых. Они не ставили своей задачей взять евреев в плен, сделать рабами, не стремились завладеть их землей или имуществом. Война Амалека с Израилем – это вечный символ антисемитизма. Казалось бы, столкновение с таким феноменом ненависти могло заставить Итро серьезно задуматься о целесообразности желания стать евреем. И уж, во всяком случае, не стать причиной для перехода в еврейство...
Однажды я задал этот вопрос у нас в синагоге русскоязычным евреям. Одна женщина сказала, что это место Торы объяснило ей что-то непонятное: «Недавно в наш дом на Оушен Авеню, в Бруклине, переехал пожилой человек из Киева, украинец. На Хануку он зашел ко мне и попросил ханукальные свечи.
– Зачем тебе? – спросила я. И он рассказал, как тринадцатилетним мальчишкой сидел на дереве и видел, как расстреливали евреев в Бабьем Яру. Евреи вели себя с большим достоинством в тот страшный момент, и это произвело на него, тогда ребенка, неизгладимое впечатление.
– С тех пор я мечтаю стать евреем. – Если силы зла и тьмы стремятся уничтожить евреев, то сколько добра и света несет в себе этот народ!»
Разделить судьбу
Может быть, на этом месте Торы и основан еврейский закон, обязывающий рассказать любому человеку, желающему стать евреем, об «амалеках», погромах и преследованиях? Тот, кто хочет перейти в еврейство формально, из-за меркантильных соображений, может передумать. Но того, кто бескорыстно стремится к свету, этот же самый рассказ не только не оттолкнет, но и явится причиной его еще большего стремления стать частью еврейского народа, разделив его судьбу. Ведь он поймет, что Амалек боролся не столько с евреями, сколько с тем, что они собой представляют. Именно это услышал и понял Итро, приняв решение прийти к горе Синай и стать евреем, а для нас – примером настоящего прозелита гера-праведниика.
Такие праведники были всегда. Еврейская традиция повествует о том, что и великий строитель Иерусалима царь Давид, и основоположник устной Торы–Талмуда, рабби Акива, были потомками геров-прозелитов, т. е. неевреев, прошедших гиюр. Один из самых авторитетных мудрецов Торы – Ункелос, племянник римского императора, перешедший в еврейство и создавший свой знаменитый труд – классический перевод Торы на арамейский язык. Кто не слышал о великом мученике, польском графе Валентине Потоцком. Будучи студентом в Париже, граф Потоцкий случайно встретил еврея, погруженного в свои книги. Польский дворянин и католик обратился к нему с религиозными вопросами. Еврей спокойно ответил. Со временем граф начал регулярно ходить к еврею и беседовать с ним о вопросах веры. В конце концов граф Потоцкий объявил о своем желании перейти в еврейство.
Граф Потоцкий
В католической Франции середины XVIII века так же, как и в католической Польше, еще продолжала действовать инквизиция, карающая смертью христиан, перешедших в еврейство. Тогда Валентин Потоцкий отправился в Амстердам – единственное место в Европе, где не наказывались смертью и геры-еретики, и помогавшие им евреи. Там польский граф стал Авраамом, сыном нашего праотца Авраама, а затем тайно переехал в центр еврейской мысли того времени – Вильно, называемый современниками литовским Иерусалимом. Инквизиторам удалось его разыскать и потребовать отречься от еврейства. Бывшему графу грозила казнь. Тогда, по просьбе его семьи, инквизиторы начали подвергать его страшным пыткам. Но им так и не удалось добиться от него отречения. После длительных пыток Авраама, сына Авраама, инквизиторы предали публичному сожжению на площади в центре города. А в момент казни он запел еврейскую мелодию на слова царя Давида: «Как хороша наша судьба и прекрасно наше наследие!» И сегодня во многих иешивах поют эту самую песню за субботним столом, вспоминая о мученике Потоцком.
Евреям удалось все же собрать прах погибшего праведника и предать погребению на еврейском кладбище в Вильнюсе. А когда умер один из самых величайших мудрецов всех времен, Виленский Гаон (гаон – на иврите – гений), то его похоронили рядом с могилой графа Потоцкого.
Во время оккупации Вильнюса фашисты уничтожили еврейское кладбище. Чудом сохранились лишь две могилы: великого прозелита и великого мудреца.
Таких Праведников было немало и среди преподавателей Торы и иврита в России, присоединившихся к евреям и подвергавшихся особым преследованиям властей. Таких людей немало и сегодня среди нас, иммигрантов. Эти Праведники, приехавшие из России и искренне принявшие еврейство, скрупулезно соблюдающие законы Торы и еврейской традиции, всегда были и будут для меня источником вдохновения, обязывая меня, еврея, помнить, что хоть евреями и рождаются, но еще в большей степени евреями становятся!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.