Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

אמר אויב ארדף אשיג אחלק שלל

«Сказал враг: Погонюсь, настигну, разделю добычу» (15: 9)

В каждый четверг пополуночи главный рав Моше Иосеф Мордехай Меюхас отправлялся вместе со своим помощником к Стене Плача читать до утренней зари книгу Теилим, а потом молился там утреннюю молитву шахарит. Однажды, во время молитвы, показалось раву, что перед глазами возникли очертания пяти букв алеф. Рав сильно удивился. Спустя несколько часов, когда мусульмане вышли после пятничной молитвы из мечети на Храмовой горе, огласили приказ изгнать всех евреев, проживающих вблизи Храмовой горы в 6 домах, окна которых выходят на Храмовую гору. Исполняя приказ, арабы сломали все вокруг и разграбили еврейское имущество. Тогда только понял р. Моше, что означали буквы, которые ему привиделись — это были начальные буквы слов вышеприведенного отрывка из Торы: первые пять слов начинаются с буквы алеф.

(ויצא העם ולקטו דבר-יום ביומו למען אנסנו הילך בתורתי אם-לא (ט"ז, ד

«И пусть выходит народ и собирает ежедневно, чтобы Мне испытать его, будет он поступать по закону или нет» (16: 4)

Два еврея пришли к раву Абе Шаулю, чтобы тот рассудил их. Один из них строил дом и прихватил часть территории соседа. Сказал рав Аба Шауль истцу: «Каким бы ни было решение суда Торы, я советую тебе отступиться. Послушай меня, если ты отступишься — ничего не проиграешь». Истец был человеком богобоязненным, с уважением относился к словам мудрецов, и потому тут же на месте отказался от иска.

Через короткое время тот из соседей, что незаконно влез на чужую территорию, попал в тяжёлое финансовое положение и вынужден был продать соседу свой участок по низкой цене.

…Истец не потерял ничего…

(תפל עליהם אימתה ופחד בגדל זרועך ידמו כאבן (ט"ו, ט"ז

«Нападёт на них страх и ужас, от величия десницы Твоей да умолкнут они как камень» (15: 16)

Сто пятьдесят лет назад главным равом Арам-Цовы был раби Авраам Антаби. Как-то в канун праздника Шавуот шёл рав как обычно на базар и заметил группу хулиганов. Расстроился рав и обратился к главарю с такими словами: «Как вам не стыдно! Как может еврей так осквернять свой рот и загрязнять свою душу!»

Сконфуженный вожак, которого звали Абу Шахор, смолчал, а рав продолжил свой путь.

Хулиганы стали смеяться над своим предводителем: «Ты, такой здоровый, а никто тебя не боится. Стоишь перед равом как без сил вовсе! Одно слово рава лишило тебя языка», — говорили Абу Шахору. Слова эти уязвили его, и он решил предпринять шаги для восстановления пошатнувшегося авторитета. И надумал он, ни больше, ни меньше, как убить обидчика!

Стал Абу Шахор следить за равом и, когда тот направлялся в ешиву, вышел из укрытия и замахнулся на рава кинжалом. В тот же миг рука бандита онемела, и он так и остался стоять с поднятой вверх рукой, сжимающей кинжал. Все попытки опустить руку, двинуть ею, разжать пальцы ни к чему не привели.

Рав продолжил свой путь, а у нападавшего не осталось другого выбора, как с зажатым в руке кинжалом идти по улицам города. Так он пришёл к ешиве и попросил пустить его внутрь. Представ перед равом, он упал на колени и заплакал горючими слезами, умоляя рава о прощении и помощи. Рав поднял глаза на Абу Шахора и спросил: «Ты думал, что моя душа предана в твою руку?»

Ответом ему были только плач и стенания Абу Шахора. Рав, увидев, что раскаяние искреннее, дотронулся до Абу Шахора и с лёгкостью опустил его руку, пальцы несчастного тоже начали функционировать. Со стыдом спрятал Абу-Шахор кинжал.

В память об этой истории рука его на долгие годы осталась немного кривой.

Сказал ему рав: «Да уйдут твои грехи и искупятся они». Сказал рав также, что думает об его образе жизни. Абу Шахор слушал, опустив голову, соглашаясь со словами рава. Раби Авраам возложил на него руки и благословил благословением коэнов, чтобы преуспел, идя в жизни по новой дороге.

Откуда это стало известно нам?

Раби Йосеф Йедид Алеви встретил в Цфате пожилого человека, усердно учащего Тору. Они разговорились, и человек, показав раву Йосефу кривую руку, рассказал свою историю.

Благословение коаним, данное р. Антиби, сопровождало его всю жизнь, он вернулся к вере, приехал в Эрэц Исраэль и дожил до глубокой старости. И всегда в назидание другим в праздник Шавуот рассказывал о том, что с ним произошло.

(ויאמינו בה ובמשה עבדו (י"ד, ל"א

«И поверили в Г-спода и в Его раба Моше» (14: 31)

Раби Яаков Муцафи из Багдада любил в своих проповедях рассказывать этот случай.

В одной семье родился мальчик, который плакал день и ночь, кричал, не переставая. Обратились к врачам, сделали анализы — и не обнаружили причины, заставляющей ребёнка плакать. Обратились к рабаним — безрезультатно, нет жизни в семье: ребёнок плачет днём и ночью, в будни и в шабат. И хуже всего, что сам ребёнок мучается, и родители разрываются между состраданием и гневом…

Как-то пошла мать на базар за покупками и нашла на земле страницу Торы, подняла ее, отряхнула, поцеловала и сказала: «Может быть, Г-сподь пошлёт излечение моему сыну с помощью этого святого листа».

Вернулась домой, положила лист под подушку в кроватке ребенка и проговорила про себя: «Г-споди, я женщина простая, не умею читать и писать, но я знаю, что это святой лист из святой Торы, и да станет он средством исцеления!» … И вскоре, впервые за долгое время, ребёнок уснул спокойно. С этого дня состояние мальчика изменилось: он перестал плакать, стал спокойным и уравновешенным, улыбка не сходила с его лица — как и с лица родителей.

Отец не понимал, что произошло, не иначе, какое-то чудо случилось, с мальчиком! Жена, по простоте душевной, засунула руку под подушку и вытащила чудесный лист.

«Разве есть амулет более действенный, чем страница из Торы? — спросила она мужа. — Посмотри, насколько велика сила нашей святой Торы!»

Взглянул муж и вздрогнул: «Что ты сделала? Это же страница со страшным назиданием!» И, действительно, на листе были написаны страшные проклятия: «Поразит тебя Г-сподь сумасшествием… И будешь в страхе день и ночь. Утром скажешь: “О, если б настал вечер, а вечером скажешь: “О, если б настало утро!”… (Дварим 28).

Жена побледнела и стала оправдываться: “Откуда мне знать, что там написано! Не знала ничего, кроме того, что это страница из Торы и была уверена, что благодаря святым Именам, написанным на ней, Творец пошлёт выздоровление сыну. И ты видишь, что оно-таки послано!”

Когда раби Яков заканчивал свой рассказ, всегда добавлял: “Посмотрите, какова сила простой веры, превращающей суд в милость, страшные проклятия — в благословения!”

ויאמר משה אכלהו היום כי-שבת לה

“…ешьте его сегодня, ибо сей день — шабат Г-споду” (16: 25)

Существовал в Йемене обычай, в шабат после молитвы собираться поочерёдно у каждого из членов общины, петь, есть фрукты и т.п.

Каждый шабат, в полдень, главный раввин Йемена Яхья Ицхак Алеви обходил весь еврейский квартал и следил, чтобы прекратили пение и пошли отдыхать — чтобы потом встать вовремя и пойти учить Тору в синагоге, не засыпая во время учебы. Так, чтобы заповедь “ешьте его сегодня” не мешала завершению фразы: “сей день — шабат Г-споду”!

ויאמר אם-שמוע תשמע לקול ה” אלוקיך והישר בעיניו תעשה והאזנת למצותיו

ושמרת כל חקיו כל-המחלה אשר-שמתי במצרים לא-אשים עליך כי אני ה רפאך“И сказал: если ты будешь слушаться гласа Г-спода, Б-га твоего, и угодное пред очами делать будешь, и внимать будешь заповедям Его, и соблюдать все законы Его, то ни одной из болезней, которые Я навёл на Египет, не наведу на тебя, ибо Я, Г-сподь — твой целитель” (15: 26)

Однажды раби Яков Абухацира приехал в алжирский город Фарнаду. Все евреи города вышли встречать рава, а в Шабат все хотели услышать и увидеть праведника. После субботней трапезы рав зашёл к себе в комнату немного отдохнуть. И вот приходит одна вдова и умоляет хозяина гостиницы пустить её на минуту к раву. Ей необходимо, чтобы рав помолился и попросил у Г-спода смерти её сына.

Хозяин гостиницы подумал, что ослышался, и попросил вдову ещё раз повторить свою просьбу.

“Да, — сказала вдова, — я прошу, чтобы мой сын умер!”

Человек удивился, но решил, что у вдовы помутился разум. Однако бедная женщина поведала, что сын парализован, он лежит в постели без движения, и врачи отказались от него. Пока он был маленьким, она усердно ухаживала за ним, но сегодня сыну 16 лет, и уход за ним тяжёл для неё. Страдания сына велики, и лучше смерть, чем такая жизнь.

Услышав это, хозяин пожалел вдову и, зайдя к раву, передал просьбу женщины. Праведник ответил: “Вместо того, чтобы молиться о смерти, помолимся о выздоровлении! Скажи вдове, чтобы умыла сына, одела в праздничные одежды и привела ко мне!”

Наутро больного доставили к раву, приказавшему посадить его туда, где больше солнечного света. Рав обратившись к больному, спросил, как его имя, а потом сказал: “Встань и иди ко мне!”

Тут и случилось чудо. Юноша встал на ноги и пошёл к раву. Сказал раби: “Теперь возвращайся на своё место!”

Вернулся юноша на своё место и упал. Рав снова велел ему подойти — второй и третий раз. “А теперь иди к своей маме, будешь ты здоровым и сильным и, с Б-жьей помощью, продлятся дни твои!”

Публикуется с разрешения издательства “Швут Ами»


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»