Из цикла «Законы ихуда», темы: Законы Ихуда, Зеев Гринвальд
В чем состоит запрет йихуда?
«Сказал раби Йеуда бен Пази: А почему раздел о запрещенных связях следует сразу после раздела о святости? Чтобы сообщить тебе, что всякий, кто отделился от запрещенных связей, называется святым».
(Йерушалми, Йевамот 2:4)
Источник запрета йихуда
Сказал раби Йоханан от имени раби Шимона бен Йеоцедека: «Где мы видим в Торе намек на запрет йихуда? Сказано в Писании: “Когда станет соблазнять тебя твой брат, сын твоей матери …” (Дварим 13:7). Но разве только сын матери соблазняет, а сын отца не соблазняет? (Поэтому на самом деле сказано так), чтобы научить тебя: сын может уединяться с матерью, и никто другой не может уединяться с женщинами, которых Тора определяет как запрещенных, арайот».
См. также трактат Кидушин (80б) и трактат Авода зара (36б). Там, в Талмуде, в трактатах Санхедрин и Авода зара, сказано: «Запрет йихуда — это запрет Торы».
***
Что такое йихуд?
Следует подчеркнуть, что йихуд запрещен как таковой. Тора запретила уединение мужчины и женщины, даже если разумно предположить, что они не нарушат запрета (из-за своей праведности или по другим причинам). Само нахождение в ситуации йихуда уже запрещено3.
Возраст, в котором запрещен йихуд
***
Место йихуда
Приведем примеры мест, в которых существует ситуация запрещенного йихуда9.
(1) комната заперта10;
(2) снаружи невозможно увидеть, что происходит внутри (через окно, балкон и т.д.).
***
Особо отметим, что нет никакой возможности установить в этой области точные алахические определения. Закон одного и того же места может меняться в зависимости от времени суток в соответствии с тем, присутствуют ли там люди в это время или их нет.
Если в связи с некоторым сомнительным местом возник алахический вопрос, следует обратиться к раввину, имеющему право выносить постановления, который укажет, как следует поступать11.
Место йихуда в ночные часы
Приведем примеры мест, в которых запрещен йихуд в ночные часы12 (в дополнение к тем, которые перечислены на предыдущей странице):
Речь идет о темных или укромных местах в черте города, в которых не принято ходить ночью.
***
«Ночные часы», когда в этих местах запрещен йихуд — это не какое-то определенное время. Есть места, где люди ходят даже поздно ночью, а есть и такие, где не ходят уже ранним вечером. В следующих главах эта тема будет раскрыта полнее13.
Продолжительность йихуда
Запрещен ли йихуд по закону Торы или только постановлением мудрецов?
1 Сэфер ахинух, заповедь 188.
2 Хохмат Адам и Хазон Иш. В таком уединенном месте возникает опасение, что во время йихуда они соблазнят друг друга на преступление.
3 Ави эзри.
5 Шульхан арух.
6 В сборнике респонсов Шевет а-Леви (ч. 5, 204) написано, что следует препятствовать мальчику младше 13-ти лет уединяться с девочкой младше 12-ти лет. В книге Петах абаит (стр. 27—28) доказывается, что заповедь воспитания детей требует приучать маленьких детей внимательно относиться к запрету йихуда. А в книге Двар алаха (2:8 и там же, параграф 1) выносится другое постановление.
7 Диврей Малкиэль, Игрот Моше, Двар алаха. А в Заит раанан написано, что для них возможно облегчение запрета в случае йихуда, запрещенного по постановлению мудрецов.
8 Шульхан арух. В конце книги Петах абаит (2-е изд.) подробно обсуждается эта тема и приводятся подходы различных поским, а также мнения экспертов в области заболеваний и их отношения к законам йихуда.
9 Мы записали здесь только общие правила. В следующих главах будут приведены дополнительные подробности этих законов.
10 Ситуация, когда дверь закрыта, но не заперта, будет обсуждаться в главе 6.
11 В сборнике респонсов Шевет а-Леви (ч. 5, 202) написано, что иногда вне населенного пункта бывают дороги, по которым ходит множество людей, и наоборот, внутри города есть районы, где никто не ходит. Поэтому каждое место следует изучать отдельно. В книге Петах абаит (5:7—8) разъясняется, какая именно дорога считается местом, где запрещен йихуд днем или ночью.
12 См. Беэр эйтев на Эвен аэзер от имени Кнессет агдола и в Двар алаха.
13 В начале главы 6 и в других местах.
14 Шульхан арух, Двар алаха, Двар айихуд.
15 Маариль Дискин, Минхат Ицхак, Шевет а-Леви, Двар алаха.
16 Новые добавления в книге Двар алаха.
17 В сборнике респонсов Минхат Ицхак, часть 4, главы 94 и 95, написано, что, возможно, минимальное время йихуда более длительно; однако (йихуд — перев.) в лифте он разрешает только в тяжелой ситуации. См. также Игрот Моше. А в книге Петах абаит доказывается, что минимальное время йихуда очень мало.
18 Игрот Моше.
19 Приведем некоторые из мнений ришоним, которые считают, что йихуд запрещен по закону Торы: Раши и Тосафот (Шабат 13б, Сота 7а, Санхедрин 37б); Сэфер амицвот агадоль (Смаг), запреты 126; Респонсы Рашбы, 587; Сэфер ахинух, заповедь 188; Тур, Эвен аэзер, начало главы 22; и другие. Меири в Кидушин (80б) пишет, что, несмотря на то, что запрет йихуда не входит в число 613 заповедей, йихуд, тем не менее, запрещен по закону Торы. См. также Двар алаха 1:1.
20 Рамбам.
21 Мишнэ лемелех, Кирьят сэфер и Хида в книге Яир озен.
22 Смаг, Трумат адэшен, Бейт Йосеф, Бах и Биур а-Гра.
23 Респонсы Рашбы, Хавот Яир, Хохмат Адам. О йихуде одного мужчины с двумя женщинами см. Мааршам.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»