Из цикла «Законы ихуда», темы: Невеста, Законы Ихуда, Неевреи, Зеев Гринвальд, Еврейский закон, Бней Ноах, Материалы для Бней Ноах
Сказал раби Йоханан: Мы выводим боязнь греха из истории с девушкой, а получение награды — из истории с вдовой. Боязнь греха из истории с девушкой — каким образом? Раби Йоханан услышал, как одна девушка пала ниц и молилась: «Властелин мира! Ты сотворил Ган Эден, и Ты сотворил Геином. Ты сотворил праведников (чтобы они унаследовали Ган Эден), и ты сотворил злодеев (чтобы они унаследовали Геином). Да будет Твоя воля, чтобы не согрешили из-за меня люди (не потеряли бы свою долю в Ган Эдене и не приобрели бы долю в Геиноме)».
(Сота 22)
«Запрещено уединяться с любой женщиной, запрещенной мужчине как эрва (то есть, за связь с которой положено наказание карет — перев.), как пожилой, так и молодой, ибо это ведет к запретной связи с запрещенной женщиной».
Мы приведем неполный список женщин, с которыми запрещено уединяться, и отметим по каждому пункту списка, является ли запрет законом Торы или постановлением мудрецов.
Давид и его бейт-дин вынесли постановление, запрещающее йихуд с незамужней женщиной. Вот что сказано в Шульхан арухе(Эвен аэзер22: 2):
«Когда произошла история с Амноном и Тамар, Давид и его бейт-дин вынесли запрет уединяться с незамужней женщиной. И, несмотря на то, что она не является эрвой для мужчины (не запрещена под страхом карет — перев.), к ней относится запрет уединяться с запрещенными женщинами. А Шамай и Гилель вынесли постановление, запрещающее уединение с нееврейкой. Получается, что если мужчина уединяется с женщиной, с которой ему запрещено уединяться, будь она еврейкой или нееврейкой, они оба, как мужчина, так и женщина, подвергаются наказанию палками за нарушение постановления мудрецов (макат мардут), и об этом наказании публично объявляют».
***
Ниже, в главе 8, приводятся законы «охранника», снимающего проблему йихуда12.
«И знай, что даже если она в будущем должна стать его женой, как, например, если они уже подписали тнаим — документ об условиях заключения брака, —даже если он облегчает для себя требования закона и разрешает себе прогуливаться с ней, он все же должен остерегаться уединяться с ней так, чтобы с ними никого не было, потому что в этом отношении она ничем не отличается от других женщин».
Сказал раби Шмуэль бар Нахмани, Сказал раби Йоханан: «Молодая жена, которая ведет себя скромно в доме свекра, удостоится того, чтобы от нее произошли цари и пророки. Откуда мы это знаем? От Тамар. Пророки — ибо сказано: “Видение Йешаяу, сына Амоца” (Йешаяу 1). А цари — от Давида.»
(Сота 10б)
Об этом говорится в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22: 1):
«Запрещено уединяться с любой женщиной, запрещенной как эрва и т.д., поскольку это приводит к запрещенным связям, кроме уединения матери с сыном и отца с дочерью».
1 Имрей йошер и Хикрей лев, Двар алаха. В книге Петах абаит подробно приводятся мнения поским, запрещающих йихуд с этими родственницами.
2 Сэфер ахинух, Тур, Хохмат Адам, Арух ашульхан.
3 Приша, Бейт Шмуэль и Баэр эйтев, Хохмат Адам и другие. Таково же мнение Хазон Иша, которое приводит Двар алаха.
4 Кирьят сэфер, Ацей аразим и др.
5 Сборник респонсов Рашбы, Хавот Яир, Хохмат Адам, Питхей тшува и Двар алаха. Мааршам указывает, что это — запрет Торы, о чем говорит Двар алаха. В книге Петах абаит на основе мнений Рамбама и Рабейну Хаима доказывается, что запрет йихуда с двумя женщинами — это постановление мудрецов.
6 Риваш, Маараш Абуав, Хохмат Адам и другие пишут, что это — запрет Торы. По мнению Рабби Йицхака Эльханана, запрет йихуда с незамужней женщиной в состоянии ниды — это запрет по постановлению мудрецов. Следует прочесть то, что написал Двар алаха 1: 3 в добавлениях о том, что считает Нода биуда и Бейт Моше. Хафец Хаим пишет, что это — запрет Торы, и см. Петах абаит.
7 Шульхан арух и Мишна Брура.
8 В трактате Санхедрин (37а) объясняется, что выражение «огражденная лилиями» (Шир аширим гл. 7) означает: «Даже если она ограждена лилиями, в ее ограде не сделают пролома». Тосафот там же пишут, что, поскольку жена в состоянии ниды в конце концов будет разрешена мужу, Тора не запретила уединяться с ней. Такое же постановление вынес Шульхан арух.
9 Об этом говорится в трактате Ктубот 4б, и в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22: 1): «Если молодая жена оказалась в состояние ниды прежде, чем молодой муж совершил половой акт, ему запрещено уединяться с ней. Он должен спать среди мужчин, а она — среди женщин».
10 Если с молодой женой спит женщина, и эта женщина запирает дверь на ключ, который оставляет у себя, запрет йихуда не нарушается, даже если с женихом не находится другой мужчина. И наоборот: если мужчина спит в одном помещении с молодым мужем и запирает дверь на ключ, и т.д., см. Петах абаит и Кицур илхот нида.
11 Рама. Махацит ашекель пишет: «Ночью нужны два охранника и т.д.; днем тоже нужен охранник, однако достаточно несовершеннолетнего или несовершеннолетней. То же самое говорит Хазон Иш. Следует отметить, что взрослый мужчина и взрослая женщина тоже считаются “охранниками”, однако принято приглашать для этого детей по соображениям скромности, см. Петах абаит».
12 Раввин, имеющий право выносить алахические постановления, может объяснить, как следует вести себя в этих ситуациях, и какие еще существуют способы вести себя разрешенным образом (дверь, открытая в общественное владение, и т.д.).
13 Тур, Шульхан арух, Хохмат Адам.
14 Ям шель Шломо, Эзер мекудаш, Питхей тшува, Хохмат Адам. Запрет уединения с неевреем связан с опасностью изнасилования, а многие поским опасаются также и соблазнения; см. Петах абаит.
15 См. Минхат хинух, что по мнению Приши и других поским, которые считают, что уединение с теми, кто запрещен предписывающей или запрещающей заповедью, запрещено по закону Торы, и уединение замужней женщины с неевреем запрещено по закону Торы.
16 Минхат хинух согласно мнению Мабита, и см. Двар алаха.
17 В стихе, из которого выводится запрет йихуда, сказано: «Если станет соблазнять тебя брат твой, сын матери твоей…». В трактате Кидушин этот стих толкуется следующим образом: «Разве только сын матери может соблазнять (служить идолам), а сын отца не может соблазнять? Поэтому (на самом деле стих) хочет сказать тебе: сын может уединяться с матерью, но запрещено уединяться со всеми остальными запрещенными женщинами (эрва) из Торы». И см. также Двар алаха.
18 Хохмат Адам, Хелкат мехокек.
19 Йерушалми Сота, Мишнэ лемелех.
20 Бах, Питхей тшува и Биркей Йосеф, и это очевидно из барайтыв трактате Смахот; и см. Петах абаит, где приводятся мнения других поским, разрешающих это. В книге Од Йосеф хай также разрешается йихуд с внучкой. В книге Двар алаха приводится рассуждение на эту тему Нода биуда.
21 Трактат Кидушин, 81б. Поским спорят на эту тему, и их мнения приводятся в Двар алаха. Там сказано, что большинство поским разрешают это, и что таково же мнение Хазон Иша.
22 Некоторые пишут, что до тридцати дней это уединение называется временным йихудом и разрешено (Имрей йошер и Двар алаха). А некоторые пишут, что разрешен лишь йихуд на совсем короткое время (Кицур Пискей а-Рош и Бейт Шмуэль). По их словам, брату и сестре запрещено постоянно проживать в одной квартире даже меньше тридцати дней. Однако если брат временно гостит у сестры или наоборот, это считается временным йихудом и им разрешено даже спать там ночью; и так же пишет Шевет а-Леви; и см. Двар алаха.
23 Двар алаха, Хазон Иш и Нахалат Давид.
24 Двар алаха от имени Мишнэ лемелех.
25 Имрей йошер.
Читайте также: тема Еврейские законы — Алаха
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»