Темы: Недельная глава, Бемидбар, Рав Бенцион Зильбер, Колена Израиля, Единство еврейского народа
В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г-сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано было произвести особо. Приказ звучал так: «Определите число всей общины сынов Израиля по их семействам, по дому их отцов…» (Бемидбар 1:2).
Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
До сих пор Тора, говоря о происхождении наших праотцев, тщательно прослеживала их родословную, но не подчеркивала их принадлежности к тому или иному колену, хотя, согласно мидрашам, и при выносе тела Яакова из Египта, и при переходе Красного моря евреи строились в колонны по коленам. Впервые принципиальная важность деления народа на колена показана в главе «Бемидбар».
До завершения строительства в пустыне Мишкана, переносного Храма, Тора не рассматривала деление евреев на колена как отдельную тему. Только когда евреи «родились» у горы Синай как единый народ, служащий Всевышнему, и обрели центр Б-гослужения в виде Мишкана, Всевышний предписал им произвести счет, строго придерживаясь деления на колена. Это деление следовало соблюдать и в походе, и на местах стоянок. Центром, относительно которого строилось расположение колен, был Мишкан. Что касается численности евреев, то это второй ее подсчет. Первый подсчет был произведен при строительстве Мишкана (книга «Шмот», глава «Ки тиса»). Тогда речи о делении на колена не было.
Теперь Тора подробно указывает численность всех колен, место их расположения: с внешней (относительно Храма) стороны от левитов, на запад и восток, на юг и на север, – дважды называет имена глав колен и говорит, что каждое колено идет под своим флагом.
Что значит это деление? Каким содержанием оно наполнено?
Одно из значений такого деления, говорят наши мудрецы, – уважение к порядку. Тора подчеркивает важность упорядоченности во всех действиях и состояниях человека. Кроме того, всякий порядок чем-то определяется, содержит какой-то смысл. В чем смысл организации евреев по коленам? В ценности индивидуального начала. Расположение еврейского стана в походе и на стоянках, место каждого колена в нем определялось особенностями колен.
У каждого из колен есть свое лицо, свои качества, свои особенности восприятия мира, своя судьба и свое будущее. В Талмуде, например, описывается эпизод, когда окружающие сообразили, из какого колена незнакомец, по его эмоциональным реакциям, восприятию природы и т.п.
Мы знаем, что потомки Иссахара – знатоки Торы, потомки Звулуна, удел которого располагался у моря, были торговцами и мореплавателями, что цари Израиля происходят из колена Иеуды, что потомки Леви – священнослужители, левиты и коэны, и т.д. А для того, чтобы заниматься тем или иным делом и занимать то или иное место в обществе, надо обладать соответствующими данными и способностями. Тора подчеркивает, как важно каждому развиваться в собственном направлении, реализовать свою данность.
Если это так важно, почему же тогда Тора рассматривает эту тему только в четвертой книге Хумаша? Потому что «Бемидбар» начинается с этапа, когда евреи уже обладают Торой, т.е. общими жизненными задачами, и Храмом, единым местом служения Б-гу, и эти задачи и это служение – главное в их жизни. Когда в жизни народа есть общий, единый смысл, в ней появляется место развитию индивидуального. Если такого единого смысла нет и все разбредаются по своим тропинкам, тогда неважно, похожи все или разные. Разнообразие обогащает тогда, когда оно образует что-то целое. Своеобразие колен – общее достояние народа Израиля.
Сегодня вокруг Торы стоят самые разные еврейские общины: польские и литовские, иракские и марокканские и многие другие. Это не колена, все мы сегодня – потомки Иеуды и Биньямина. Но сгладьте разнообразие обычаев и мелодий – и насколько беднее мы станем!
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»