Темы: Недельная глава, Бемидбар, Рав Бенцион Зильбер, Колена Израиля, Единство еврейского народа
В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г-сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано было произвести особо. Приказ звучал так: «Определите число всей общины сынов Израиля по их семействам, по дому их отцов…» (Бемидбар 1:2).
Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
До сих пор Тора, говоря о происхождении наших праотцев, тщательно прослеживала их родословную, но не подчеркивала их принадлежности к тому или иному колену, хотя, согласно мидрашам, и при выносе тела Яакова из Египта, и при переходе Красного моря евреи строились в колонны по коленам. Впервые принципиальная важность деления народа на колена показана в главе «Бемидбар».
До завершения строительства в пустыне Мишкана, переносного Храма, Тора не рассматривала деление евреев на колена как отдельную тему. Только когда евреи «родились» у горы Синай как единый народ, служащий Всевышнему, и обрели центр Б-гослужения в виде Мишкана, Всевышний предписал им произвести счет, строго придерживаясь деления на колена. Это деление следовало соблюдать и в походе, и на местах стоянок. Центром, относительно которого строилось расположение колен, был Мишкан. Что касается численности евреев, то это второй ее подсчет. Первый подсчет был произведен при строительстве Мишкана (книга «Шмот», глава «Ки тиса»). Тогда речи о делении на колена не было.
Теперь Тора подробно указывает численность всех колен, место их расположения: с внешней (относительно Храма) стороны от левитов, на запад и восток, на юг и на север, – дважды называет имена глав колен и говорит, что каждое колено идет под своим флагом.
Что значит это деление? Каким содержанием оно наполнено?
Одно из значений такого деления, говорят наши мудрецы, – уважение к порядку. Тора подчеркивает важность упорядоченности во всех действиях и состояниях человека. Кроме того, всякий порядок чем-то определяется, содержит какой-то смысл. В чем смысл организации евреев по коленам? В ценности индивидуального начала. Расположение еврейского стана в походе и на стоянках, место каждого колена в нем определялось особенностями колен.
У каждого из колен есть свое лицо, свои качества, свои особенности восприятия мира, своя судьба и свое будущее. В Талмуде, например, описывается эпизод, когда окружающие сообразили, из какого колена незнакомец, по его эмоциональным реакциям, восприятию природы и т.п.
Мы знаем, что потомки Иссахара – знатоки Торы, потомки Звулуна, удел которого располагался у моря, были торговцами и мореплавателями, что цари Израиля происходят из колена Иеуды, что потомки Леви – священнослужители, левиты и коэны, и т.д. А для того, чтобы заниматься тем или иным делом и занимать то или иное место в обществе, надо обладать соответствующими данными и способностями. Тора подчеркивает, как важно каждому развиваться в собственном направлении, реализовать свою данность.
Если это так важно, почему же тогда Тора рассматривает эту тему только в четвертой книге Хумаша? Потому что «Бемидбар» начинается с этапа, когда евреи уже обладают Торой, т.е. общими жизненными задачами, и Храмом, единым местом служения Б-гу, и эти задачи и это служение – главное в их жизни. Когда в жизни народа есть общий, единый смысл, в ней появляется место развитию индивидуального. Если такого единого смысла нет и все разбредаются по своим тропинкам, тогда неважно, похожи все или разные. Разнообразие обогащает тогда, когда оно образует что-то целое. Своеобразие колен – общее достояние народа Израиля.
Сегодня вокруг Торы стоят самые разные еврейские общины: польские и литовские, иракские и марокканские и многие другие. Это не колена, все мы сегодня – потомки Иеуды и Биньямина. Но сгладьте разнообразие обычаев и мелодий – и насколько беднее мы станем!
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).