Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Лот, Лех Леха, Грешник, Авраам, Праведник, Нахум Пурер
Содержание раздела
В 1948 году от Сотворения мира, в десятом поколении после Ноаха, когда духовный и нравственный уровень людей снова резко понизился, на свет появился Аврам (позже Авраам). Путем наблюдений за явлениями природы и размышлений он осознал Высшую Истину, что миром управляет Единый Разум, Творец и Владыка вселенной —
В стране начинается голод, и Аврам вынужден уйти в Египет в поисках пропитания. Понимая, что красота его жены может стоить ему жизни среди египетских варваров, Аврам просит Сарай выдать себя за его сестру. Сарай забирают во дворец Фараона, но
Вскоре Аврам и Лот расстаются
Сарай бесплодна, и она дает Авраму свою египетскую служанку Агарь, чтобы та родила им ребенка. Забеременев, Агарь ведет себя заносчиво; Сарай проявляет строгость, и та уходит из дома, но затем по указанию ангела возвращается и рожает Ишмаэля.
В конце раздела
Благословения и проклятия
Трудно переоценить значение слова в еврейской традиции. Многие главы Торы начинаются с фразы: «И сказал
По слову Творца Авраам покинул родину Ур Касдим (Ур Халдейский) и отправился в неведомый ему Кнаан. Перед дорогой полагается давать напутствие. И Авраам получил его — грандиозное, для себя и своих потомков, на многие века вперед: «И сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и ты будешь благословением»(12:2).
Это благословение легло в основу тесной связи между
В этой, на первый взгляд, абстрактной теологической мысли заключен важный для нас и вполне конкретный урок. Каждый еврей, особенно, еврей в кипе — это посол. Мир постоянно следит за нами, изучает каждый наш поступок, оценивает нас — как отдельных людей, так и народ в целом — по завышенным, иногда двойным меркам (то, что позволено русским в Чечне, а американцам в Косово, не позволено нам в Эрец Исраэль). Потому что народы знают, порой лишь на уровня подсознания, что наша задача ещё со времен Авраама — «быть благословением», обеспечивать должный духовный и нравственный уровень человеческой цивилизации, не давать ей погрязнуть в болоте примитивного варварства, иначе говоря, мы существуем, чтобы освящать Имя
Но это ещё не весь текст первого благословения, полученного Авраамом перед уходом в Кнаан. Далее сказано: «И благословлю благословляющих тебя, а тех, кто проклинает тебя — прокляну…» (12:3).
Странная фраза,
В чем смысл этих текстовых причуд? Мудрецы объясняют, что хорошая мысль (в данном случае намерение благословить) засчитывается в заслугу ещё до того, как она будет осуществлена. Зато дурное побуждение не берется в расчет, пока оно не реализовано.
Виленский Гаон добавляет ещё один штрих к этой мысли. Он говорит, что благословение богача сильнее проклятия бедняка. Поэтому человеку, желающему благословить еврея, Всевышний дает «аванс», «обогащает» его Своим благословением и его собственная браха становится полновеснее. И наоборот, проклинающий евреев не получает
Полезная война
В этом разделе мы узнаем также, как полезна — в духовном и материальном смысле — близость к праведнику. Комментируя фразу «А у Лота, шедшего с Аврамом, тоже был мелкий и крупный скот и шатры» (13:5), Раши говорит, что благословение сопутствовало Лоту благодаря тому, что он шел вместе с Аврамом.
Но с другой стороны, на том же примере Аврама и Лота мы узнаем о пагубности общения с недостойным человеком. Стремясь избежать неприятностей, праведник вынужден порой отказаться от контактов со злодеем: «И был спор между пастухами, пасшими скот Аврама, и пастухами Лота… И сказал Аврам Лоту: „…Сделай милость, отделись от меня: если пойдешь налево, так я — направо, а если ты — направо, то я — налево“ (13:7–9).
Далее Тора сообщает: „И сказал
В общении с недостойным человеком следует проявлять повышенную осторожность. Иногда целесообразнее оттолкнуть его, чем пытаться наставить на путь истины. Именно так поступил Аврам, когда по указанию
Получается, что мир в доме — это не всегда благо. Иногда война бывает полезнее.
Публикуется с разрешения издательства »Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»