Темы: Вегетарианство, Фейга Тверски, Природа, Шхита, Мировоззрение, Катастрофа, Еда, Жестокость, Каин, Животные, Материалы для Бней Ноах
Прежде — небольшое предисловие о еврейском мировоззрении.
В идеале не должно быть границ между физическим и духовным существованием человека. С позиций еврейской традиции, деятельность человека, как существа смертного — употребление пищи, сон, трудовая деятельность и т.п. — это тоже часть нашего служения Всевышнему, и — не менее важная, чем соблюдение мицвот (заповедей), молитвы, изучение Торы или благотворительность.
Наша земная деятельность — своеобразный мост, по которому мы идем, чтобы достичь высших миров. Поэтому сам акт принятия пищи — не лишенное смысла потворство нашим желаниям, но — необходимое действие, поддерживающее наше физическое существование. Акт принятия пищи может и должен стать лестницей к Небесам — средством, которое помогает привнести в нашу жизнь высокую духовность.
Талмуд рассказывает, что один из первых вопросов, который задает душе человека Всевышний, когда душа оказывается на Небе — «Попробовал ли ты все фрукты и съедобные растения, которые Я создал на земле?». То есть Учителя, говоря об этом, учат нас наслаждаться всем, что создал Всевышний, по достоинству оценивая щедрость и красоту Творения.
Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания — Египет, 12 век) говорил, что есть мясо в праздники — мицва. Это необходимо, чтобы усилить чувство радости и получить в праздник больше удовольствия (это не относится к тем, кто удовольствия от мяса не получает).
Как мы знаем, Тора разрешает нам есть мясо животных, выдвигая при этом несколько условий:
1. Можно употреблять в пищу мясо лишь тех животных, которые названы в Торе — кошерными (см. Ваикра, гл. 11)..
2. Чтобы можно было есть мясо кошерных животных, их должны убить особым, оговоренным еврейским законом, безболезненным способом, который носит название — шехита (см.Дварим, гл. 12, ст. 21);
3. Из мяса пригодного для еды необходимо удалить некошерные элементы — кровь, определенного вида жир и сухожилие (см. Ваикра, гл. 3, ст. 17 и Берешит, гл. 32, ст. 33).
4. Мясо должно быть приготовлено без примеси молочных продуктов (см. Шемот гл. 34, ст. 26).
5. До еды и после еды надо произнести соответствующие благословения (см. Дварим, гл. 8, ст. 10).
Если еврей ест, соблюдая все необходимые, определенные Торой правила, не переедая и с намерением насытиться — его стол, по выражению Талмуда, становится «алтарем служения Всевышнему».
Сочувственное отношение к животным
Разрешая есть мясо определенных животных, Тора неоднократно призывает нас гуманно относиться ко всем живым существам. Более того, мы узнаем, например, что Всевышний избрал Моше Рабейну на роль лидера еврейского народа, видя, как бережно он относился к овцам в своих стадах.
Тора регламентирует отношение человека к животным определенными законами::
1. Запрет цаар баалей хаим, согласно которому нельзя причинять животным боль (Шемот, гл. 23, ст. 5)..
2. Еврейская традиция предписывает человеку освободить животное от страданий (например — снять с него ношу), даже если животное принадлежит врагу (см. Шемот, гл. 23, ст. 5).
3. Если существование животного полностью зависит от человека, запрещено садиться за стол, если ты еще не накормил животное (основой для закона служит указание в Торе — Дварим, гл. 11, ст. 15)..
4. По указанию Всевышнего, человек обязан давать животному день отдыха в шаббат (Шемот, гл. 20, ст. 10).
5. Запрещено впрягать в один плуг животных двух разных видов — чтобы не ставить перед более слабым животным слишком трудную задачу (Дварим, гл. 22, ст. 10).
6. Существует заповедь, обязывающая отогнать птицу с гнезда, прежде чем взять ее яйца (Дварим, гл. 22, ст. 7).
7. Нельзя убивать в один день взрослую особь и ее детеныша (Ваикра, гл. 22, ст. 28)..
8. Запрещено отрезать мясо от живого животного (Берешит, гл. 9, ст. 4; эту заповедь обязаны выполнять не только евреи, но — и неевреи).
Кроме того, еврейская традиции решительно не одобряет охоту на диких животных ради «спортивного интереса» (см., например, Талмуд, трактат Авода Зара).
Наши Учителя подробно рассматривают процесс осуществления шехиты, чтобы шохет (человек, делающий шехиту) не причинил боль животному. Одно из непременных условий осуществления шехиты — хорошо, по всем правилам заточенный нож.
Бережное отношение к жизни животного — одна из основных еврейских ценностей. Это иллюстрирует, например, такая история.
В маленькой еврейской деревне, молодой шохет, готовясь осуществить шехиту, налил немного воды на нож, чтобы хорошо его наточить. Тут он заметил, что неподалеку стоит пожилой человек, наблюдает за ним и неодобрительно качает головой. Молодой шохет поинтересовался у этого человека, что, на его взгляд, он делает не так. И прохожий поделился с ним воспоминанием из юности. Однажды, когда он был совсем молодым, ему довелось увидеть, как готовился к шехите великий Учитель Бааль Шем Тов (основоположник хасидизма). Для того, чтобы наточить нож, ему не понадобилась вода — слезы сострадания к животному капали из его глаз на лезвие ножа.
Иерархия сотворения
Еврейская традиция разъясняет, что животные были созданы, чтобы служить человеку, ибо сказано: «… владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Берешит, гл. 1, ст. 26). В повествовании о сотворении мира описана иерархия творения, на вершине которой — человек.
Эта иерархия, — писал Рамбам, анализируя данный фрагмент Торы, — имеет четыре уровня, и творения каждого из уровней получают средства к существованию от творений, которые находятся на уровень ниже их.
Первый уровень: домем — неживая материя (земля, минералы и т. д.), низший уровень существования, который поддерживает сам себя.
Второй уровень: цомеах — растения, питающиеся от земли.
Третий уровень: хай — животные, в большинстве своем питающиеся растительной пищей.
Четвертый уровень: медабер — люди (в буквальном переводе — «говорящие существа») — извлекающие средства существования из двух более низких уровней — растений и животных.
Съеденная пища, — отмечает наша традиция, — «трансформируется в того, кто ее съел». Поэтому, с точки зрения еврейской морали, допустимо употреблять в пищу мясо животного только в том случае, если человек стремится к духовности. Тогда человек реализует свой потенциал, а съеденное животное поднимается на «человеческий уровень» (см. Талмуд, трактат Песахим, лист 59).
Еврейская традиция подчеркивает, что животное может достичь самого высокого уровня, если его съел человек, служа Всевышнему. Мы можем сказать, — замечают Учителя, — что зажаренному цыпленку, оказавшемуся на столе во время субботней трапезы, очень повезло.
Но если жизнь человека не слишком отличается от жизни животного, он, съев мясо животного, не оказывает съеденному существу — «услуги». Бездуховный человек никого не в состоянии поднять на более высокий духовный уровень.
Поэтому, прежде чем есть мясо животного, мы должны спросить себя, кто мы такие, чтобы позволить себе это мясо съесть. Поднимем ли мы духовно это животное?
Если еда для человека — не просто акт бездумного потребления, но — действо, в основе которого — намерение использовать в высоких целях полученную от пищи энергию (чтобы что-то дать миру), тогда мы можем сказать, что трапеза — это один из способов служения Всевышнему.
Ошибочные выводы
Однако концепция об отношении к животным имеет две стороны.
Бесспорно, по отношению к животным следует проявлять гуманность. Но не надо при этом забывать, что между творениями Всевышнего — нет равенства. Из всех живых существ только человек был создан «по образу и подобию Всевышнего» (Берешит, гл. 1, ст. 26). Когда же эти границы обретают неясные очертания, и кажется, что жизнь человека и жизнь животного одинаково святы, это ведет к опасному заблуждению, что убийство человека и животного — одинаково отвратительны.
Корни этого заблуждения — в истории Каина и Авеля, — писал рав Йосеф Альбо (14-й век). Тора в книге Берешит (гл. 4) описывает, как Каин принес Творцу выращенные им продукты земледелия, а приношение Авеля было животного происхождения. Каин считал, что все живые существа (и люди и животные) — равны, — объясняет рав Альбо, — поэтому он полагал, что не вправе убить животное, даже если оно предназначено как приношение Всевышнему.
Логическая ошибка Каина обернулась трагедией. Он решил, что поскольку жизнь людей и животных одинаково ценна, — решил он, — можно отобрать жизнь у человека — так же, как и у животного. Так Каин оправдывал убийство брата.
В современном мире философия Каина возродилась в 1930-х годах. Нацисты приняли ряд законов, защищающих «права» животных. Ввели, например, ограничения на использование живых животных в биохимических экспериментах («вивисекция»). При этом — уничтожили миллионы людей, и над многими из них проводили медицинские эксперименты. В то время «линия», отделяющая человека от животного, была практически стерта.
Сегодня выразитель радикального вегетарианства — организация PETA (движение в защиту животных). В одном из их мультимедийных показов под называнием «Катастрофа на твоей тарелке», они с помощью наложения фотографий узников концлагерей и птичника, подводят своих читателей к мысли о моральном равенстве между людьми и животными.
Профессор философии Принстонского университета (США) Петер Сингерв своих лекциях утверждает, что забота о животных — на той же ступеньке приоритетов, что и забота о больных детях. Он неоднократно призывал общество создать между человеком и животными — «партнерские отношения».
Еврейская традиция разрешает употреблять в пищу мясо животных, в том числе и для того, чтобы оградить людей от подобного экстремизма. Кроме того — это постоянное напоминание об уникальной роли человека среди всех творений Всевышнего.
Все живые существа — и люди и животные, — писал Рамхаль (Моше Хаим Луцато, один из крупнейших Учителей Торы, великий каббалист; Италия — Эрец Исраэль, 18-й век), — имеют душу. Но души эти — не равны. Душа животного делает его живым и обеспечивает «работу» его инстинктов, необходимых для выживания животного и всего его вида. Это — страх, стремление к воспроизведению потомства и т.д. Но только человек, наделенный божественной душой, в состоянии создать и поддерживать отношения с Творцом мира. Только человек имеет право выбора и способен предпочесть духовное наслаждение — телесному. Только человек может отказаться от еды, чтобы отдать ее голодному.
Всевышний дал человеку власть над животными, чтобы подчеркнуть наше духовное превосходство, — писал рав Авраам Ицхак Кук (главный раввин Израиля в 20-е — 30-е годы 20 века), который был, кстати сказать, вегетарианцем,— и еще раз напомнить о наших моральных обязательствах. Если человек наделяет животных теми же правами, что и людей, он, таким образом, снижает человеческие моральные стандарты — с одной стороны, и преуменьшает наши ожидания от людей — с другой.
Исторические прецеденты
Адам и Ева были вегетарианцами, ибо в Торе написано: «И сказал Всевышний: вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу» (Берешит, гл. 1, ст. 29). Впервые Всевышний разрешил мясо в пищу Ноаху и его потомкам. И было это уже после Потопа: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу» (Берешит, гл. 9, ст. 3).
Почему это произошло?
Перед Потопом, — разъясняют некоторые комментаторы, — Всевышний возложил на человека ответственность за все свое земное Творение и поставил его вне «пищевой цепочки» (четыре уровня). После Потопа человек опустился на ступеньку ниже и стал высшим звеном в этой цепочке. Человечество не сумело влиять на животный мир — действиями. Поэтому появилась необходимость сделать так, чтобы это влияние осуществлялось непосредственным употреблением животных в пищу.
Ошибочная философия Каина, — писал рав Йосеф Альбо (см. выше), — была принята последующими поколениями, и мясо было разрешено Ноаху, чтобы подчеркнуть превосходство человека над животными.
Мальбим (рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век), объясняет изменение ситуации — физической необходимостью. Он писал, что После Всемирного Потопа условия жизни людей значительно ухудшились, — отмечал он. — Люди были географически разбросаны по земному шару и не всегда могли противостоять сложным климатическим условиям. Добавление в пищу белка, содержащегося в мясе животных, оказалось необходимым фактором для укрепления человека и для того, чтобы он мог воспроизводить полноценное потомство.
В те времена, когда Адам и Ева жили в Ган Эдене (Райском саду), мир был совершенен. И можно, наверное, было бы предположить, что в будущем, когда придет Машиах, человечество вновь вернется к вегетарианству. Однако большинство Учителей, исследуя еврейские первоисточники, приходят к заключению, что с приходом Машиаха возобновятся приношения в Храме, а объектами приношений будут, как когда-то — животные. И еще: в Талмуде (см. трактат Бава Батра, лист 75) сказано — когда придет Машиах, Всевышний устроит пир для праведников — с мясными блюдами.
Выводы
Итак, подведем некоторые итоги.
Еврейская традиция, принимая идею вегетарианства, не разделяет так называемую «светскую» концепцию, согласно которой человек не имеет морального права убивать животных.
Тора наставляет: «Берегите души ваши» (Дварим, гл. 4, ст. 15).
Данное предписание содержит в себе и прямое указание на то, что человек обязан заботиться о своем здоровье. Ради сохранения здоровья можно отказаться от употребления мяса — если оно нежелательно по тем или иным медицинским соображениям.
Некоторые сторонники вегетарианства подчеркивают, что употребление мяса в пищу в современных условиях увеличивает риск возникновения у людей опасных заболеваний. И не только потому, что вместе с мясом в организм человека попадают гормоны и антибиотики, которыми в избытке кормят животных на скотоводческих фермах. Но и потому, что у нас нет гарантий, что животные, мясо которых мы покупаем в магазинах или на рынке, не были больными.
Это соображение еврейская традиция со счетов, разумеется, не сбрасывает. Однако следует иметь в виду, что, согласно еврейским законам, чтобы признать мясо — кошерным (пригодным для еды), тушу животного, которому была по всем правилам сделана шехита, должны подвергать тщательной проверке. И если обнаруживается, что оно страдало каким-либо серьезным заболеванием, есть это мясо — запрещается. Признаки, наличие которых не позволяет признать мясо кошерным, подробно рассматриваются в Талмуде.
Более того, выдающиеся Учителя нашего времени обращают внимание на то, что скотоводы крупных ферм не всегда соблюдают необходимые условия содержания скота. И если есть опасность нарушения запрета Торы цаар баалей хаим (причинение животным боли) — это тоже может стать препятствием для употребления мяса таких животных.
Телят нельзя растить в тесноте, — писал рав Моше Файнштейн (один из крупнейших «законодателей» 20-го века в области соблюдения заповедей Торы; умер в Нью-Йорке в 1986 году) в своем многотомном сборнике ответов под названием Игрот Моше, — и кормить химическими заменителями естественной пищи (так мы лишаем их возможности получать удовольствие от еды).
Каждый человек, — наставляет еврейская традиция, — должен постоянно заботиться о сохранении и защите окружающей среды — Творения Всевышнего.
Но как это сочетается с дозволением убивать животных для еды? — спросят ревностные участники движения в защиту животных.
Ответом на этот вопрос может служить, к примеру, такая история. Рассказывают, что прогуливался как-то раз рав Бенцион из Бобова со своим учеником. Они настолько глубоко погрузились в увлекательную беседу, что ученик, проходя мимо дерева, автоматически сорвал лист и раскрошил его на мелкие кусочки. Рав Бенцион внезапно остановился и пристально посмотрел на ученика. Юноша, не зафиксировав в сознании свой поступок, не понимал, что насторожило учителя.
— Все в природе — птицы, деревья, каждая травинка, — сказал ему рав Бенцион, — создано Всевышним, и своим существованием прославляет Его. Если бы ты, ощутив голод, сорвал с дерева плод и съел его, твои действия были бы оправданными, а съеденный плод стал бы частью Творения более высокого вида. Но ты просто так, без какой бы то ни было необходимости, прервал прекрасную песню, которую пел Творцу уничтоженный тобой лист. Это — недопустимо…
Да, еврейский закон разрешает есть мясо. Но — требует, чтобы человек помнил: употребляя мясо в пищу, он тем самым поднимает энергию, которую получило животное от Всевышнего, на более высокий духовный уровень. Важно, чтобы приобретенная таким образом энергия была необходима ему для осуществления моральных и духовных обязательств. Получая удовольствие от вкусно приготовленной еды, человек служит Творцу мира, используя то, что сотворено Им, в возвышенных целях.
Фейги Тверски, Шрага Симмонс
С разрешения сайта evrey.com
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.