Из цикла «История еврейского народа», темы: Ассимиляция, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Германия, Диаспора, Власть, Прага
Осколки Империи
После тридцатилетней войны Германская Империя распалась на сотню относительно независимых княжеств, власть императора в которых была очень ограниченной. Самостоятельность княжеств обусловила зависимость евреев от огромного количества законов. Были княжества, въезд в которые евреям категорически запретили. Были страны, где евреи проживали на положении рабов, и право на въезд в них они могли получить только в том случае, когда власти ожидали от них ту или иную пользу. Были княжества, где к евреям
<
Центральная Австрия
В столице Австрии, Вене, разрешение на проживание имели приблизительно четыре тысячи евреев. В основном это были крупные банкиры или служащие представительств банкирских фирм. Правительство терпело их ради специального, очень крупного налога за право проживания и ради их возможности предоставить заем в час нужды. Жители столицы, католики, многократно обращались к императору с просьбой запретить евреям пребывание в городе. В 5430 (1670) году император пошел им навстречу и изгнал евреев из столицы. Однако уже через несколько лет, когда появилась необходимость срочно достать крупные суммы денег на ведение войны с Турцией и Францией, вспомнили о евреях. В 5434 (1674) году император назначил Шмуэля Оппенгеймера агентом по армейским поставкам (потом главным банкиром императорского двора) и одновременно даровал ему право проживания в Вене вместе со своей семьей и служащими фирмы.
Одним из служащих банка Оппенгеймера был р. Шимшон Вертгеймер — ученый, воспитанник франкфуртской ешивы. Он основал свой собственный банк и после смерти Шмуэля Оппенгеймера стал главой венской общины. В течение почти тридцати лет он занимал пост финансового советника при трех императорах. Благодаря Оппенгеймеру и Вертгеймеру многие еврейские семьи получили право жить в Вене.
Венской общине не разрешали построить синагогу, поэтому евреи молились в частных домах. Сам р. Шимшон каждый шабат толковал Тору в своем доме. Положение венских евреев было довольно печальным, несмотря на дарованную им милость проживать в столице католического королевства. За право жить в Вене дополнительно к обычным налогам они платили специальные «деньги терпения». Чтобы число евреев столицы не увеличивалось, разрешение на брак давалось только одному сыну в семье. Евреям, пребывавшим в Вене незаконно, оставалось надеяться на милость полиции, которая в любой момент могла изгнать нарушителя из города, но, к счастью, в большинстве случаев полицейского чиновника или стражника было нетрудно подкупить.
Право свободного проживания в Вене имели только евреи — подданные Турции (в соответствии с
В
В Богемии и Моравии число евреев было очень велико, особенно после трагедии 5408 (1648) года, когда туда начали стекаться польские беженцы. Еврейским центром Богемии стал город Прага. Как по уровню своих мудрецов, так и по численности своих членов пражская община была самой большой среди германских общин. После изгнания евреев из Вены туда прибыли и венские беженцы. Но и здесь доступ ко многим сферам деятельности еврей получал только после уплаты специального налога. Как и в Вене, лишь один из сыновей после смерти отца имел право жениться, остальные должны были оставить страну.
Паника охватила евреев во время правления императрицы Марии Терезии. Когда Фридрих II Прусский захватил Богемию, евреи Праги заплатили ему большой выкуп за спасение своих жизней и имущества. Но после того как противники примирились и Богемия вновь отошла к Австрии, императрица, обвинив евреев в поддержке Пруссии, издала указ, по которому в течение 5505 (1745) года евреи должны были покинуть Богемию и Моравию. Изгнание началось с Праги, в то время как жителям маленьких городов было дано три месяца на подготовку к выселению. Местные власти, ожидая серьезного ущерба от ухода евреев, обратились к императрице Марии Терезии с просьбой отложить изгнание. С такой же просьбой обратился к императрице пражский муниципалитет. Евреи Англии, Голландии Турции сумели добиться того, что правители этих стран через своих посланников потребовали отмены указа. К результате многих усилий изгнание было отложено. Евреям, которые ещё не выехали, разрешили остаться, а спустя три года евреям было возвращено право проживать в Праге. В конце царствования императрицы Марии Терезии и после захвата Галиции еврейское население
Начало эмансипации
Новый период в жизни австрийских евреев начался после вступления на престол сына Марии Терезии императора Иосифа II (5560/1780). Молодой император, находившийся под влиянием идей просвещения, начал вводить в стране новые, соответствующие духу времени законы. Он издал «указы о терпимости», благодаря которым евреи получали право заниматься любой деятельностью во всех областях промышленности, торговли и сельского хозяйства. Был отменен позорный налог, который, как со скота, взимался с евреев при входе в города. Император решил уравнять евреев в правах с христианами, в надежде на то, что в течение
В Пруссии
Когда в 5430 (1670) году австрийское правительство изгнало евреев Вены, правитель Бранденбурга курфюрст Фридрих Вильгельм пригласил к себе пятьдесят богатых еврейских семей и разрешил им заниматься любым видом торговли. Его очень заботило развитие торговли и промышленности в стране, и он быстро разобрался в тех возможностях, которые могли ему дать евреи. На протесты
У всех прусских королей придворными банкирами и финансовыми советниками были евреи, умевшие использовать свое влияние на пользу братьям. В годы правления Фридриха II, сосредоточившего всю власть в своих руках, количество евреев в стране выросло за счет западной Польши, территория которой отошла к Пруссии во время первого раздела. Фридрих II, ненавидя евреев и причиняя им множество бед, тем не менее не мог отказаться от их помощи
В других странах Германии
Не только в Австрии и Пруссии, но и при дворах многих германских князей евреи занимали должности финансовых советников. Находясь на таком посту, еврей пользовался большим влиянием, однако положение его было весьма непрочным. Малейший неудачный шаг мог привести к немедленному падению. Так Зюс Оппенгеймер (еврей Зюс) долгое время был финансовым советником и личным другом герцога Вюртенбергского. После смерти герцога его арестовали и повесили по навету врагов. Перед казнью судья предложил Оппенгеймеру креститься, на что тот гордо ответил: «Я умру евреем как жертва несправедливости».
Удачливей сложилась судьба Иссахара Бермана из Альберштадта. Берман сумел изыскать грандиозные суммы, необходимые герцогу Саксонии для покупки у шляхты польской короны. После этого он оставался советником герцога по всем государственным вопросам и до конца жизни пользовался своим влиянием для улучшения положения польского еврейства.
Публикуется с разрешения издательства Швут Ами
Читайте обзор по теме Австрия
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ве-зот а-браха»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Перед своей смертью Моше благословляет народ.
Йегуда Мендельсон
Сын после Африки, Индии и Германии с трудом приходил в себя. Однажды вечером коротко рассказал, что с ним случилось, и, заметив слезы в глазах, моментально замолк.
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух