Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Откройте современное издание Хумаша, книгу потолще, на которой написано «Микраот Гдолот» (Большая Тора), и там, на титульной странице, среди списка имен самых авторитетных комментаторов, рядом с такими прославленными толкователями, как Раши, Ибн Эзра, Рашбам, Рамбан, Бааль Атурим, Сфорно, Кли Якар, вы обязательно обнаружите имя раби Хаима Бен-Атара. Классический комментарий под названием «Ор Ахаим» (Свет жизни), составленный этим выдающимся мудрецом, кабалистом и лексикографом, считается обязательным для всех, кто серьезно изучают Тору.

Несколько слов об авторе. Родился в Марокко в 1696 году. Вел кочевую жизнь учителя Торы. В зрелые годы поселился в Ливорно, Италия, где открыл большую школу. В 1741 году со своими учениками, среди которых был и знаменитый Ахида, переехал в Святую землю. Основал иерусалимскую ешиву «Ор-Ахаим». Умер в возрасте 47 лет. Похоронен на Ар-Азейтим. Звали его Ор-Ахаим Кадош, Святой. Был он великим человеком, писал великие книги.

Приведем отрывок из его комментария. Написано в Торе (Шмот 31:16): «Пусть соблюдают сыновья Израиля субботу». На иврите «соблюдают» совпадает со словом «сторожат», «охраняют». Но есть в нем и оттенок значения «ждать». Почему надо ждать и охранять субботу? Ждать — чтобы она стала радостью для тебя. А охранять — чтобы она не была как будни — ни для тебя, ни для других. Поэтому — охраняй субботу, чтобы ее никто не нарушал — ни ты, ни твои ближние.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.