Из цикла «Врата востока», темы: Благословение коэнов, Цдака, Врата востока, Насо, Развод, Исраэль Спектор
«Посвящения каждого принадлежат ему»(5:10)
Один человек каждый год в праздник Шавуот собирал десять мудрецов учиться всю ночь до утра и устраивал потом щедрую трапезу. Однажды не было у него денег для трапезы, и жена дала ему золотое украшение, чтобы продать его и устроить все как обычно. Он продал украшение — и вот — идет навстречу ему р. Хаим Тайб. Сказал рав: «Дай мне деньги, которые у тебя в руках, на выполнение заповеди!» Человек побледнел — но дал деньги. Пошел он дальше, и вдруг подходит к нему араб и предлагает купить товар, лежавший у него без всякого применения: посуду в старинном стиле. Араб был готов продать всё это практически даром и в кредит. Еврей согласился и взял образец посуды на базар. Царский слуга увидел еврея на базаре и спросил: «Откуда у тебя такая посуда? Ведь это образец царской посуды! Царь приказал дополнить сервиз и купить недостающее за любые деньги!»
Ответил еврей: «Цена такая-то, и есть у меня выбор ещё более широкий!»
Слуга согласился на большую цену. Еврей заплатил арабу несколько грошей и в одночасье заработал много денег. Посуда была привезена во дворец, царь был очень доволен и приказал послать продавцу-еврею царские подарки. Еврей отпраздновал Шавуот с радостью и удовлетворением.
«Если же не осквернилась жена и чиста она, то останется она невредима и будет оплодотворена семенем» (5:28)
Муж и жена, у которых не было детей, несколько раз обращались к раву Хаиму Мордехаю Лавтону с просьбой развести их. Сперва рав не реагировал на их просьбы, но, в конце концов, велел прийти в определённый день в суд, чтобы оформить гет (разводное письмо). Пара пришла в назначенный день. Рав попросил служку, чтобы тот во время написания гета подошёл к раву, прошептал на ухо несколько слов и ушёл. Служка так и сделал. Тогда рав начал сильно кричать, как будто находясь в сильном гневе. Испугались и судьи, и разводящаяся пара и спросили рава, что случилось? «Вы знаете, что сказал мне служка? Что один человек стоит у входа и просит, чтобы я поскорее оформил гет, потому что он хочет жениться на этой женщине после развода», — сказал рав. Услышав это, муж стал умолять судей, чтобы они сжалились над ним и прекратили писать гет, ибо он раскаивается в поспешности своего желания развестись с женой. Судьи удовлетворили его просьбу и отправили пару домой. Помолился за них р. Хаим Мордехай, и родился у них ребёнок.
«Говори Аарону и сынам его следующее: Так благословляйте сынов Израиля, говоря им» (6:23)
Спросил как-то рав Моше Йехезкель из Багдада у членов общины: «По идее должны были бы коэны стоять лицом к ковчегу, где хранится Тора, чтобы просить для всех благословение. Почему же, благословляя, обращаются они лицом к молящимся?»
Удивились слушатели: «Справедливый вопрос!»
Сказал рав: Приведу вам пример. У одного богача был сын, сбившийся с правильного пути настолько, что отец был вынужден отказаться от него и выгнать из дома. Однако сын-мятежник не одумался, примкнул к группе бандитов и продолжал вести себя непотребно.
Один купец, встретив как-то несчастного отца, сказал: «Вот-вот наступит зима, а твой сын спит на скамейке в городском саду в летней одежде… Неплохо бы послать ему деньги, чтобы он мог снять квартиру и купить зимнюю одежду…»
Заплакал отец и ответил: «Мне тяжело, друг мой, но не ко мне стоит обращаться с этим! Разве не был я готов дать сыну всё необходимое, разве не было у него своей комнаты в доме, разве чего-либо не хватало ему? Что я могу сделать, если он своим поведением вынудил меня отнестись к нему так. Если ты желаешь ему добра, ты должен поговорить с ним и убедить его!»
Поэтому-то и лица коэнов обращены к нам и простирают они руки к нам, благословляя и прося: «Говоря им», — подразумевая тем самым: Исправьте пути свои, впустите Б-жественное присутствие в свою среду и «Возложите Имя Моё на сынов Израиля, и тогда “И я благословлю их” — щедро и благосклонно, и не будет у них нехватки ни в чем!»
* * *
Рассказывают про р. Маатука Атони Акоэна, что был он очень педантичен в исполнении заповеди благословения коаним. Почти пятьдесят пять лет он каждый день благословлял людей в синагоге р. Авраама Хадада. Всегда приходил заранее, чтобы не заставлять людей ждать, ибо был там единственным коэном. Однажды после очень сильного дождя вода затопила улицу почти на четверть метра, а другой дорогой дойти от дома рава до синагоги было невозможно. Чтобы не лишать общину заповеди благословения коаним, снял р. Маатук туфли и прошёл всю дорогу от дома до синагоги босиком.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.