Из цикла «Врата востока», темы: Врата востока, Беаалотха, Исраэль Спектор, Праведник
"וענן ה' עליהם יומם בנסעם מן - המחנה " (י, ל " ד)
“И облако Г-сподне было над ними днём при отправлении из стана” (10:3 4 )
Раби Авраам Хаим Адас родился в Арам Цове в 5617 году (1857). В 5650 году (1890) он посетил Эрец Исраэль и затем решил перебраться туда с семьёй. Приехав, он со своим другом раби Ицхаком Шеарим отправился к могиле р. Шимона Бар Йохая на гору Мирон. Ни дорог, ни современного транспорта не было. Они шли пешком и... заблудились. Что делать? Вдруг друзья подняли глаза и увидели на одной из гор облачный столб. Двинулись они в направлении столба и пришли... к горе Мирон, на могилу Рашби! Спросили они молящихся на могиле, видел ли кто-нибудь из них облачный столб. Евреи удивились вопросу, и оба праведника поняли, что облачный столб открылся только им!
" וישארו שני - אנשים במחנה שם אחד אלדד ושם השני מידד ותנח עליהם הרוח והמה בכתבים ולא יצאו האהלה ויתנבאו במחנה " (י " א, כ " ו )
“И оставались в стане два человека: имя одному Эльдад, а имя другому Мейдад; и осенил их дух, ибо они были из записанных, но не выходили к шатру; и они пророчествовали в стане” (11:26)
Те, которые были избраны для получения пророчества, но не считали себя достойными такого величия, – стали пророчествовать у себя в стане. Тот, кто убегает от почёта, не достигает цели – почёт сам бежит за ним. Мир существует благодаря тем, кто не считает себя центром мира.
Вечерами р. Яаков Муцафи давал уроки тем, кто для обеспечения семьи работал днём. Среди учащихся были и такие, кто задавал вопросы, сердившие остальных. Рав же отвечал на каждый поставленный вопрос мягко, как человек, разговаривающий с другом. Когда обращались к нему “рабейну”, всегда говорил, что сейчас все, по определению, – ученики-товарищи. Все дни свои рав проговаривал про себя слова Торы – даже возвращаясь из синагоги домой, даже передвигаясь уже в инвалидной коляске – так рассказывали те, кто был рядом с ним.
С приближением праздника Суккот рав садился у входа в синагогу и проверял этроги. Он разговаривал с каждым приветливо и участливо, никого не торопил, несмотря на то, что проверка требовала подчас много времени.
Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»