22 апреля 2008 года, темы: Благословение коэнов, Песах, Стена Плача
За две недели до праздника Песах под руководством Фонда наследия Западной Стены (Стены Плача) начинается подготовка к "большим мероприятиям". На этой неделе стало известно, что традиционное благословение коэнов (которое проводится два раза в году по инициативе семьи Гафнер) состоится и в этом году - во вторник 17-го нисана - во второй день холь-амоэд.
После молитвы будет торжественный приём с участием главных раввинов Израиля: главного ашкеназского раввина Йоны Мецгера, главного сефардского раввина Шломо Амера и рава Шмуэля Рабиновича – раввина Стены Плача.
Но подготовка к праздничным "мероприятиям" начинается задолго до этого. В вторник состоялась проверка Западной Стены на сейсмоустойчивость, и после этого из Стены будут убраны записки.
Редакция сайта toldot . ru попросила чуть подробнее рассказать об этом событии р. Авраама Коэна – директора Толдот Йешурун:
– Вообще, как известно, благословение коэнов (биркат-коаним) – это мицва из Торы, которая в наши дни повторяет часть общественной молитвы, проводившейся в Иерусалимском Храме. В диаспоре сефардские евреи делают биркат-коаним каждый день, а ашкеназские – только в молитве Мусаф в праздники, а также в молитве Неила в Йом-Кипур. Виленский гаон пытался восстановить в Вильно биркат-коаним ежедневно, но, как он писал, ему Небеса не дали этого сделать. В Земле Израиля благословение коэнов является неотъемлемой частью ежедневной утренней молитвы, а также молитв Мусаф и Неила.
Как и когда проходят общественные благословения у Стены Плача в наши дни? Благословение коэнов проводится два раза в году, обычно в третий день Праздника (во второй день холь а-моэда Песаха и Суккот). Почему в третий день? Потому что на праздники приезжает много гостей из-за границы, а они, как известно, празднуют два дня праздник. И чтобы у них была возможность приехать на это событие, его устраивают не сразу после Праздника, а через два дня.
В эти дни невозможно добраться в Старый Город на собственной машине, и практически невозможно даже на такси, поэтому городские власти организуют дополнительные автобусы, и практически каждую минуту подъещжают новые пустые автобусы, так как на Коэнское благословение приезжает огромное количество евреев со всей страны.
На площади перед Стеной Плача собирается много десятков тысяч иерусалимцев и гостей столицы. В Торе написано, что в праздники желательно, чтобы все приходили в Иерусалимский Храм, сейчас в память об этой мицве многие, даже нерелигиозные люди, в праздники приезжают к Стене Плача, особенно в Суккот и Песах. Это то, что называется Зэхер лэ-алия лэ-рэгель.
У Стены Плача собираются сотни коэнов, которые дважды – в молитве Шахарит и в молитве Мусаф (примерно в 9 и в 10 часов утра соответственно) – благословляют собравшихся на площади евреев. Естественно, общественная молитва ведётся через громкоговоритель, но само благословение тысяч коэнов проходит «вживую» перед затаившим дыхание морем людей. Это удивительная, ни с чем не сравнимая картина… В эти дни царит особенно праздничная атмосфера, десятки тысяч празднично одетых людей с детьми радуются празднику, некоторые танцуют, поют, и такое ощущение, что уже пришёл Машиах!
Я стараюсь не пропускать это событие. Оно проводится уже более тридцати лет и собирает всё больше и больше участников, и по-своему служит, если можно так выразиться, прообразом возрождения Храмовой службы. Дай нам Б-г всем бэ-эзрат а-Шем увидеть возрождение Иерусалимского Храма би-мhира бэ-йамэйну !
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»