Из цикла «Врата востока», темы: Кашрут, Врата востока, Бехукотай, Рамбам, Исраэль Спектор
«И если презрите уставы Мои, и если законами возгнушается душа ваша, так что вы не будете исполнять всех Моих заповедей, нарушая завет Мой, то и Я поступлю с вами так: Я пошлю на вас ужас…» (26:15—16)
Один мудрец из Вавилона (Ирак сегодня) занимался сбором денег на строительство синагоги, и ему приходилось ходить от одной общины к другой. Иногда по пути он останавливался у одного араба, с которым был очень дружен. Рав оставался у него на ночлег, но относительно еды говорил: «Дорогой мой! Приготовленная тобою пища запрещена мне Торой, и посему я удовлетворюсь свежими овощами и фруктами». Так жил рав несколько дней и не ел ничего со стола араба.
Однажды зимой пришли в дом араба два еврея и попросились переночевать, чтобы утром продолжить путь. Араб поставил перед ними ужин, евреи съели всё с удовольствием и стали готовиться ко сну. Вдруг хозяин говорит: «Ищите себе другое место, здесь вы ночевать не будете!»
Удивились евреи: «Что мы сделали тебе плохого, и в чём согрешили? И куда мы пойдём, на ночь глядя?» Ответил им араб: «Ели вы запрещённую еду, значит, неверны своей вере, и потому ясно мне, что и вам нельзя доверять. Может украдёте вы что-нибудь из дома, ибо тому, у кого нет корней и, особенно, страха перед Небесами, нельзя доверять. Опасаюсь я оставлять вас в своем доме. Вот посмотрите на этого еврея, — и показал на рава, гостившего у него в это время, — он живет у меня несколько дней, но не ел ничего запрещённого с моего стола!»
«И побежите, хотя никто не гонится за вами» (26:17)
Рамбам был, как известно, врачом египетского султана. Министры, завидовавшие Рамбаму, стали нашептывать султану, чтобы уволил он Рамбама, а вместо него назначил мусульманского врача Камона, который, по их мнению, в знаниях ничуть не уступал еврейскому мудрецу.
Вызвал султан обоих врачей и решил устроить «соревнование». Врачи должны были обменяться ядами, проглотить их в присутствии султана, а потом принять противоядие. Выигрывает тот, кто останется в живых.
Оба были специалистами, знали и лекарства, и яды, и противоядия. Камон неделю готовил смертельный яд для Рамбама. Рамбам же решил, что его предназначение лечить, а не убивать. В назначенный день оба врача предстали пред султаном. Камон дал Рамбаму яд, тот принял его, а затем применил приготовленное заранее противоядие, полностью нейтрализовавшее действие яда.
Рамбам же дал Камону обычную еду. Тот съел, потом принял противоядие, не почувствовав при этом никаких симптомов яда, ну абсолютно никаких. Страх поселился в душе Камона: может быть, Рамбам настолько искушен, что дал ему особый яд, который начнёт действовать только, когда закончится действие противоядия? Или, может быть, яд действует только, когда он пьёт молоко или ест хлеб? Перестал он пить молоко и есть хлеб…
Через неделю, встретив бледного и похудевшего Камона, Рамбам спросил: «Как ты себя чувствуешь, когда пьёшь молоко?» Услышав эти слова, Камон побледнел, с ним случился сердечный приступ, и через неделю он скончался.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи пришли в Египет со своими семьями. При этом они незримо объединились вокруг праотца Яакова. Дух наших праотцев — это секрет бессмертия народа Израиля.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин
Пожалуйста, скажи евреям, чтобы они попросили золота у египтян!
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Бенцион Зильбер
Ненависть к чужаку со временем проходит, если он и его потомки ассимилируются. Но у евреев всё наоборот: отказ от многовековых традиций приводит к вспышке антисемитизма. Почему это происходит?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
Перевод ключевых слов и комментариев