Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Шлах, Цицит, Нахум Пурер
Аксельбанты солдат Всевышнего
В конце раздела дана заповедь ношения цицит. Она настолько важна, что мудрецы сочли необходимым включить этот отрывок в молитву Шма.
Евреи носят два талита: один — малый талит — на теле с утра до вечера, вторым талитом (талит гадоль) они накрываются во время утренней молитвы. Талит представляет собой прямоугольную одежду с цицит, особо сплетенными кистями на ее углах.
Мир похож на талит. У него тоже четыре стороны. Мы говорим о четырех сторонах света. Свисающие цицит создают впечатление незавершенности талита. Наш мир тоже «незавершен» и, увы, несовершенен. Эта аналогия учит нас, что человек должен улучшать окружающий мир своими действиями, упорным трудом.
На кистях цицит завязывают пять узлов, напоминающих о пяти книгах Торы. Ибо мир достигнет совершенства, только если приблизится к Торе. Пять узлов соответствуют также пяти органам чувств, каждым из которых еврей должен преданно служить Творцу.
Цицит состоят из восьми нитей. В еврейской традиции восемь — это число, указывающее на явления, которые находятся за пределами физического восприятия. В неделе семь дней; мы знаем семь музыкальных нот. Это рамки нашего мира. Восьмерка выводит нас из него в бесконечность. Даже графически число восемь превращается в математический значок бесконечности, если положить его горизонтально.
Восемь нитей цицит напоминают о брит миле, обрезании, которое делают еврейским мальчикам на восьмой день после рождения, вводя их в Союз с Б-гом. Восьмерка — это связь физического и метафизического начал.
В Торе 613 заповедей. Гематрия цицит (числовая сумма букв этого слова) составляет 600. Если прибавить к этой цифре пять узлов и восемь нитей, то получится как раз 613. Вот почему сказано: «И будут у вас цицит, и, глядя на них, будете вы вспоминать все заповеди Б-га и исполнять их» (15:39).
Религиозного еврея можно выделить из толпы не столько по головному убору, сколько по кистям цицит. Цицит — это еврейский знак отличия, аксельбанты солдат Всевышнего.
У пророка Зехарьи (8:23) сказано, что когда наступит эпоха Машиаха, «в те дни схватятся десять человек из всех народов разноязычных, и держаться будут за края (цицит) одежды еврея, и скажут: “Мы пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Б-г”».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?