Из цикла «У зеркала два лица», темы: Благотворительность, Милосердие, Мировоззрение, Тора и психология, Хесед, Зелиг Плискин, Еврейские качества
1. Как по десятибалльной шкале вы расцениваете себя как человека, легко приходящего в неспокойное, возбуждённое состояние?
2. В каких ситуациях вы особенно резко приходите в возбуждение?
3. В каких сходных ситуациях вы остаётесь спокойными?
4. Как вы ведёте себя, когда слишком остро реагируете на чьи-то слова или поступки?
5. Как повышенная возбудимость мешает вам справляться с трудностями?
6. Насколько сильно ваша возбудимость мешает вам быть внимательным и наблюдательным человеком?
7. Какой вред повышенная возбудимость ужé нанесла вам?
8. Какой вред другим людям причинила ваша повышенная возбудимость?
9. Как реагируют близкие на вашу неумеренную реакцию?
10. Пытались ли вы когда-либо манипулировать людьми с помощью своей возбудимости?
11. Какие положительные аспекты вы находите в своей возбуждаемости?
12. Какие мысли появляются у вас во время вспышки гневa?
13. Какие мысли помогают вам придти в себя и успокоиться?
14. Какими способами вы пользуетесь, чтобы успокоить себя? Можете ли вы научиться новым способам?
15. Какие голосoвые интонации окружающих помогают вам успокоиться, когда вы приходите в возбуждение?
16. Взяли ли вы за правило представлять себя, действующим cпокойно и раскованно?
1. Как по десятибалльной шкале вы расцениваете свою раздражительность и недовольствo?
2. В каких случаях вы начинаете испытывать раздражение, негодование или возмущение?
3. Если бы вам нужно было пять раз закончить предложение: «Меня возмущает …» — какими словами вы бы его закончили?
4. Какое примерно количество людей вызываeт у вас антипатию?
5. От чего вы получаете больше удовольствия — от сосредоточенности на обиде и возмущении или же когда концентрируетесь на положительных аспектах своей жизни? Что происходит чаще?
6. Приходилось ли вам слышать в свой адрес слова о том, что ваше недовольство другим человеком можно почувствовать даже в голосовых интонациях и в том, кáк вы характеризуете того человека?
7. В каких случаях вы позволяли своему негодованию оставаться внутри вас в течение длительного периода времени? Какие слова вы повторяли себе снова и снова? Какие решения вы избегали принимать, чтобы поддерживать в себе чувство обиды и возмущения?
8. Как вы поступаете, когда испытываете возмущение к тому, кто поступил с вами несправедливо — молча негодуете про себя и снóсите несправедливость, или же тактично возражаете ему?
9. Если чьё-то поведение раздражает и возмущает вас, воздерживаетесь ли вы от того, чтобы объясниться с этим человеком и продолжаете повторять про себя мысли, которые лишь усиливают ваше недовольство?
10. Удерживаете ли вы себя от того, чтобы сказать человеку о том, что недовольны тем, чтó он делает, и, как следствие вашего молчания, он продолжает делать своё дело, ибо не знает, что вас оно раздражает?
11. Что для вас предпочтительнее — держать свои обиды и возмущения при себе или же рассказывать о них окружающим?
12. Что вы чувствуете, когда кто-то помoгает вам — благодарность за помощь или же недовольство из-за того, что помощь была недостаточной?
13. К кому вы испытываете больше обиды — к тем, кто оказал вам помощь, нo, по вашему мнению, она была недостаточна, или к тем, кто вообще не оказал вам никакого содействия?
14. Если человек обидел вас, — испытываете ли вы жалость и сочувствие к этому человеку вместо обиды и возмущения?
15. Возмущает ли вас, когда человеку достаётся чего-то хорошего больше, чем досталось вам, или же вы радуетесь за него?
16. Если очень близкий вам человек начинает отвергать, отстраняться от вас, говорите ли вы себе: «Теперь уже никогда не будет так, как было раньше…» или же говорите: «Может мне и трудно будет это сделать, но я сумею преодолеть в себе горечь и обиду»?
17. Что вы помните лучше — то хорошее, что люди для вас сделали или то плохое, что получили от людей?
18. Если человек сделал для вас много хорошего, но потом перестал оказывать вам одолжения, будете ли вы благодарны ему за те добрые дела, что он уже совершил для вас или же выразите возмущение из-за того, что он не продолжает оказывать вам услуги?
19. Радуетесь ли вы обычно томy, что затратили время на помощь другому человеку, или же испытываете недовольство из-за того, что убили время на помощь кому-то?
20. Случалось ли вам сначала предложить человеку свои услуги, а после этого возмущаться и сожалеть, что потратили время и энергию на помощь? Какой подход помог бы вам преодолеть в себе это чувство возмущения и недовольствa?
21. Если вы страдаете по чьей-либо вине, — склонны ли вы предполагать, что тот человек действовал злоумышленно по отношению к вам или же стараетесь думать, что ваши страдания — это досадный побочный результат из-за недостатков того человека?
22. Испытываете ли вы недовольство своими родителями? Если испытываете, то какие мысли помогли бы вам избавиться от этого чувства?
23. Возмущаетесь ли вы кем-то из-за того, что он/а не понимает вас? Если это так, то могли бы вы уменьшить своё возмущение, сосредоточив внимание на том факте, что многим людям не хватает восприимчивости, чтобы понимать других людей, и поэтому было бы несправедливо укорять их за это?
24. Возмущаетесь ли вы, когда люди предъявляют вам какие-то требования, даже если это требования уместны?
25. Случалось ли вам позволять людям властвовать над вами, а потом возмущаться из-за этого?
26. Если вам предъявляют несправедливые требования, отвечаете ли вы на них отказом, или же соглашаетесь на эти требования, но испытываете внутреннее неприятие иx?
27. Как вы проводите различие между настоящим и мнимым оскорблением, когда испытываете чувство негодования?
28. Возмущает ли вас, что окружающе не относятся к вам дружелюбно? Если да, то готовы ли вы сами быть более расположены к окружающим, чтобы и они, в ответ, относились к вам по-дружески?
29. Приходилось ли вам сдерживать себя и не просить об одолжении из-за боязни получить отказ и при этом испытывать чувство обиды из-за этого ожидаемого отказа?
30. В каких случаях вы испытываете неприятие и раздражение, если кто-то хочет убедить вас сделать что-либо, что было бы вам на пользу?
31. Возмущает ли вас, что люди не настолько благодарны вам, насколько вам хотелось бы? Какие взгляды помогли бы вам преодолеть в себе это возмущение?
32. Если кто-то не поблагодарил вас за оказанную ему помощь, можете ли вы преодолеть затаившуюся в душе обиду, говоря себе, что, возможно, причина, по которой человек не выразил свою благодарность, заключается в том, что он слишком болезненно воспринимает свою нужду в посторонней помощи?
33. В каких случаях вас раздражают чужие советы?
34. Испытывали ли вы когда-либо раздражение по отношению к больному человеку за то, что oн стал для вас причиной неудобства? Если да, то как вы могли бы преодолеть в себе это раздражение?
35. Какие чувства вы испытываете к тем, кто делает вам замечания —благодарность или недовольство? Если вас возущает то, что вам делают замечания, как бы вы могли перебороть в себе это чувство?
36. Обижаетесь ли вы на тех, кто не поправил вас, когда они видели возможности для исправления ваших недостатков? Если обижаетесь, — что, по-вашему нужно бы сделать, чтобы вы могли судить о них благосклонно?
37. Случалось ли вам когда-либо испытывать недовольство, если ваш друг или родственник уделял время, чтобы помочь тем, кто нуждается в помощи больше, чем в ней нуждаетесь вы?
38. Случалось ли вам намекать человеку, чтобы он сделал что-то для вас, не прося его об этом в явной форме, а затем возмущаться, из-за того, что он не понял вашего намёка?
39. Случалось ли вам отказаться от предложенной помощи, а потом сердиться на человека за то, что он не помог вам, несмотря на ваш отказ от его предложения?
40. Случалось ли вам обижаться на человека за то, что он не рассказал что-то о себе, хотя эта информация не имела для вас никакого серьёзного значения?
41. Приходилось ли вам испытывать раздражение к человеку, одолжившемy вам деньги, потому что вы стали его должником?
42. Какая вам польза от чувства негодования?
43. Что вы теряете, испытывая недовольство и раздражение?
44. Какие положительные дела и поступки вы могли бы совершить за то время, которое теряете на обиды и возмущение?
45. Заставляло ли вас чувство негодования или недовольства желать зла тому, на кого вы обижены?
46. Бываете ли вы язвительны по отношению к человеку, к которому испытываете неприязнь?
47. Используете ли вы возмущение и недовольство в качестве средства заставить кого-то измениться к лучшему? Бывало ли, что ваше раздражение и обида не вызывали в человеке никаких улучшений? Какие альтернативные методы можно было бы использовать для этой цели?
48. Насколько чувство негодования и возмущения кем-то или чем-то мешает вам принять необходимые меры, чтобы улучшить создавшееся положение?
49. Насколько чувство возмущения и обиды вызывает в вас бурную реакцию и заставляет становиться непокорным?
50.Каким образом недовольство и раздражение мешают вам сосредоточить своё внимание на положительных качествах человека?
51. Случалось ли, что ваше возмущение или чувство обиды к человеку мешали вам оказать на него положительное влияние?
52. Как неприятие и недовольство людьми сказываются на понимании их потребностей?
53. Случалось ли, что какие-то внешние физические признаки оказывались к месту очень кстати, чтобы помешать вам сделать то, что вам неприятно было сделать?
54. Какие ваши несбывшиеся ожидания вызывали в вас недовольство или возмущение?
55. Если вы испытываете раздражение по отношению к кому-то, — что именно заставляет вас думать, что человеку следовало бы поступить иначе, чем он поступил?
56. В какой степени ваша раздражительность является следствием вашего высокомерия?
57. В какой степени вы стараетесь подерживать в себе чувство недовольства кем-либо, чтобы ощущать своё превосходство над этим человеком?
58. Начиная осознавать насколько коротка жизнь, продолжаете ли вы считать, что всё же стóит терять отведенное вам для неё время на обиды и недовольства?
59. Сколько ещё часов из оставшейся вам жизни вы намерены потратить на мысли и чувства, связанные с недовольством и обидами?
60. Готовы ли вы заставить себя говорить в приятной, благожелательной манере и, таким образом, создать приятный диалог с человеком, даже если испытываете к нему неприязненные чувства?
61. Насколько искренне вы заинтересованы в том, чтобы преодолеть в себе чувство неприязни и недовольства?
62. Если вам труднo отказаться от чувства негодования и обиды, — подумайте о сáмом худшем, что могло бы случиться, если вы откажетесь от этих чувств?
63. Какие дела, вызывающие в вас чувствo неприятия и отторжения, вам приходится выполнять на регулярной основе?
64. (C п.63). Если это осуществимо — какие планы вы могли бы составить, чтобы избавиться от необходимости выполнять эти дела?
65. (C п.63). Если для вас невозможно прекратить это делать — какие изменения во взглядах могли бы вам помочь преодолеть своё отношение к этим делам?
66. Если вы в состоянии осознать, что никто вам ничего не должен, — какие недовольства и возмущения вы могли бы в себе преодолеть?
67. Какими своими словами или поступками вы вызываете у окружающих неприязнь и обиды?
68. Испытывал ли кто-нибудь по отношению к вам возмущение или неприязнь, которые вы считали неоправданными? Если да, то какой урок можно извлечь из этого, чтобы понять, что некоторые из ваших собственных возмущений безосновательны?
69. Hасколько меньше было бы ваше чувство недовольства и раздражения людьми, eсли бы вы испытывали больше благодарности к людям за всё то хорошее, что они для вас сделали?
70. Насколько вы смогли бы уменьшить в себе силу негативных чувств, если бы сумели посмотреть на ситуацию глазами тех, к кому испытываете раздражение и неприязнь?
71. Удавалось ли вам успешно изменить свои мысли о недовольстве человеком нa мысли о любви к нему?
72. Что бы вы могли сделать, чтобы усилить чувство любви к окружающим вас людям, дабы преодолеть в себе чувство неприязни и обиды?
73. Если бы вы сумели овладеть искусством судить людей благосклонно, — от каких обид и недовольств вы могли бы тогда избавиться?
74. Удавалось ли вам в короткий срок преодолеть в себе чувство неприязни?
75. (C п.74). Чему вы можете научиться из этого опыта для преодоления в себе других негативных ощущений?
76. Если вы испытываете негативные чувства по отношению к кому-то, — готовы ли вы приложить усилия и поговорить с этим человеком, чтобы решить возникшие проблемы?
77. Если бы вы обладали большей скромностью, — какие из имеющихся у вас недовольств и раздражений перестали бы вас беспокоить?
78. Можете ли вы представить себя, преодолевшим все свои обиды и возмущения, и испытать, наконец, облегчение из-за того, что избавлены от всех этих негативных мыслей?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.