Из цикла «У зеркала два лица», темы: Вожделение, Благотворительность, Милосердие, Мировоззрение, Тора и психология, Хесед, Зелиг Плискин
1. Как по десятибалльной шкале вы расцениваете своё умение сдерживать возникающие у вас желания?
2. K чему вы склонны больше — к тому, чтобы самому управлять своими страстями, или к тому, чтобы страсти управляли вами?
3. Какие свои вожделения вам труднее всего контролировать?
4. В каких случаях вам особенно трудно управлять своими страстями?
5. В каких случаях вам сравнительно легко управлять своими желаниями?
6. В чём выражается ваша низкая сопротивляемость к искушениям?
7. В чём выражаете ваша высокая сопротивляемость к искушениям?
8. Страдаете ли вы лично из-за правила: «Тот, у кого есть сто, хочет двести, а тот, у кого есть двести, хочет четыреста»?
9. Насколько вы поглощены мыслями о неисполненных желаниях?
10. Считаете ли вы развлечения и наслажения движущим мотивом своей жизни?
11. Насколько сильно ваше стремление обрести вещи, которых у вас нет?
12. Если вы видите, что неспособны получить то, чегo желаете, убеждаете ли вы себя таки́м образом, чтобы усилить свою неудовлетворённость, или же смиряетесь с положением дел и переносите внимание на что-тo другоe?
13. Были ли у вас вожделения, ослеплявшие ваш разум?
14. Ударялись ли вы в противоположную крайность и становились ли аскетом?
15. Какие желания вы определяете как «потребности», хотя они, на самом деле, «предпочтения»?
16. К чему вы скорее стремитесь — к обретению кратковременных наслаждений, или же к достижению долгосрочных, полных значения и смысла целей?
17. Какие желания появлялись у вас из-за того, что вы завидовали тому, что есть у других?
18. Какие предметы роскоши вы считаете важными и необходимыми?
19. Какие из своих желаний вы можете назвать пристрастиями или зависимостью?
20. Думаете ли вы, что как только удовлетворите свои вожделения, то сразу же обретёте счастье? Случалось ли вам испытывать такое ощущение в прошлом, но затем обнаруживать, что, несмотря на то, что, утолив свои желания, вы не обрели того счастья, на которое рассчитывали?
21. Становились ли вы когда-либо безразличны к наслаждениям в результате чрезмерного потакания своим страстям?
22. Каким образом подавленное состояние заставляет вас уступать своим вожделениям?
23. Каким образом чувство тревоги и беспокойства заставляет вас уступать своим желаниям?
24. Какие неуместные поступки вы совершаете из-за неспособности контролировать свои желания?
25. Каким желаниям, вредящим вашему здоровью, вы уступаете?
26. Каким образом ваши страсти мешают вам наслаждаться жизнью?
27. Приходилось ли вам когда-либо испытывать страдания из-за того, что вы пошли на поводу у своих вожделений?
28. Приходилось ли страдать другим людям из-за того, что вы стремились удовлетворить свои страсти?
29. Когда, несмотря на удовлетворение своих желаний, вы испытывали разочарование?
30. Если бы вы осознали, что ожидание наслаждения, как правило, сильнее самого наслаждения, какую пользу принесло бы вам такое осознание?
31. Что может случиться, если вы сдéржитесь и не поддадитесь своему желанию в то время, когда испытываете сильное искушение поддаться ему?
32. Какие оправдания и разумные объяснения вы находите, лишь бы не отказаться от своих пагубных желаний?
33. Испытывали ли вы наслаждение от того, что могли контролировать свои вожделения?
34. Если вы сдерживаете своё желание какое-то время, а затем поддаётесь ему, — что вы говорите себе: а) «Я вижу, что не могу управлять cобой»; б) «Я вижу, что мог сдерживать себя какое-то время. Попробую-ка я ещё раз»?
35. Если бы кто-то угрожал вашей жизни, если только вы поддадитесь своему желанию, которое вам трудно сдерживать, было ли бы вам легче управлять своими страстями?
36. Рассматриваете ли вы свои желания в качестве возможности укрепить силу воли и самодисциплину? Готовы ли вы повторять себе: «Чем сильнее я испытываю тягу к своим страстям, тем сильнее самодисциплина»?
37. В чём выражается ваше сильное желание творить добро? Как вы можете направить свои желания в положительное русло?
38. Какие штрафы, которые помогут вам контролировать свои желания, вы можете назначить самому себе? (Подойдете творчески к придумыванию наказания — это может сработать лучше, чем если штрафы будут слишком простыми).
39. Какие ограждения, которые помогут вам избежать того, чего вы хотите избежать, вы можете для себя поставить?
40. Что вы можете нарисовать в своём воображении, что помогло бы вам управлять своими желаниями?
41. Взяли ли вы за правило представлять себя, испытывающим радость от подчинения себе собственных страстей?
42. Что необходимо изменить в окружающей среде, чтобы не поддаваться вредным устремлениям?
43. Какие мысли и идеи, которые помогут вам пересилить свои страсти, вы можете повторять себе?
44. О чём вы можете заставить себя думать, чтобы отвлечь свои мысли от ненужных желаний?
45. Прилагаете ли вы ежденевно усилия, чтобы сделать хотя бы одну вещь против своего желания?
46. Как вы можете переключить свои отрицательные привязанности таким образом, чтобы они превратились в положительные действия и поступки?
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дни благоволения • Символы Элула • Трубление в шофар • Обычаи месяца Элула • Смерть разведчиков • 25-е Элула • Строительство стены вокруг Иерусалима • Не благословляем наступление Тишрей • «Слихот» • «Тшува» — Дар Всевышнего • Основы «тшувы»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
из книги "О раскаянии". Два аспекта тшувы.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Воды Тихона
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Элияу Левин
Сложно сменить образ жизни со светского на религиозный. Однако мудрецы подробно обсудили специфику перехода и дали широкий ряд рекомендаций.
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.