Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История о том, как один «гражданин мира» пытался отречься от своего еврейства — и только опасный арабский террорист смог объяснить ему, что еврей всегда остаётся евреем…

— Извини, что я в тебя тогда стрелял…

— Не надо извиняться. Ты же не попал! Я вообще-то приехал тебе спасибо сказать. Ведь это ты открыл мне, что я — еврей.

— Ха-ха, теперь тебе осталось только открыть внутри себя — араба!

На этом старые знакомые: израильский журналист Цви Йехезкели и арабский террорист Захария Збейди — расстались, теперь уже навсегда. Террорист вскоре вновь оказался за решеткой, а журналист продолжает свой путь Торы и заповедей, который начался в девяностые годы — с интереса к арабскому миру.

Мотоцикл над обрывом

Да, таким странным образом Б-г меня привел к Себе. Не через бабушку и дедушку, которые соблюдали кашрут, и не через маму, которая постилась в Йом Кипур. Бар-мицву мне отпраздновали, один раз я тфилин надел — и положил подальше в шкаф… где они пролежали четверть века. Иудаизм в нашем доме был чем-то вроде фольклора. У нас в семье такой был девиз: еврей — не еврей — это неважно; главное — быть израильтянином.

С чего вдруг я решил арабский язык учить? Да вот, помните знаменитое фото, как Рабин жмет руку Арафату? Это в 93-м было. Тогда я и захотел разобраться — что это такое, арабский мир? Как он устроен? Я выучил арабский, стал жить среди арабов: в Хевроне, потом — в Дженине. Они знали, что я еврей, но я был с ними, за них, а значит, — они никогда не причинят мне вреда. Так ведь? Гораздо позже я узнал, что это совсем, совсем не так.

Я делал головокружительную карьеру в журналистике. Годам к тридцати шести я достиг всего, что только было возможно. Денег было полно, я мог позволить себе всё, чего хотел. Шикарно обставленная квартира, новая машина, мотоцикл-зверь, красивые девушки — об этом я даже не говорю. Я мог закатить вечеринку для всех знакомых и незнакомых. Мог полететь хоть в Австралию, хоть в Южную Америку. Мог купить себе яхту. Я жил без границ и без ценностей. Дни и ночи проносились с сумасшедшей скоростью, и всё было прекрасно, пока не наступало утро.

По утрам я просыпался с ощущением полной пустоты. «Это и есть жизнь?», — думал я, — «Для этого создан мир? Может быть, в этом мире есть какая-то другая жизнь?..» Вокруг меня было множество людей, а я был самым одиноким человеком на земле. Жениться, говорите? Чтобы жениться, нужно хотя бы чуть-чуть видеть что-то, кроме своего раздутого эго. Я был тогда на это неспособен. Я просто вытягивал себя из кровати и начинал новый бессмысленный круг. Но однажды меня тряхнуло, и тряхнуло, наверное, так, что часть мозгов встала на место.

Я ехал на мотоцикле. Конечно, ночью, по мокрому шоссе, без шлема и на предельной скорости. Четыре составляющие для верной смерти. Неудивительно, что на повороте меня перекинуло через ограждение и бросило в обрыв. Удивительно, что это не произошло раньше. Но самым непостижимым было для меня то, что я не скатился в пропасть, как должно было произойти по логике вещей, а застрял между двумя огромными камнями. Я был весь переломан и изранен, но — жив! Пока я лежал там и ждал помощи, в голову полезли странные мысли: «Кто меня привёл сюда? Кто сделал так, чтобы я именно таким образом упал и выжил?..»

До этого у меня как-то не было времени на такие мысли. Жизнь была интенсивная: школа, армия, работа в ШАБАКе, контракт за границей, первая степень университета, вторая степень, работа на телевидении, работа на радио… Когда думать о Б-ге? После этой аварии я начал хоть немного что-то почитывать, заниматься йогой, искать ответы на свои вопросы. Но оказалось, что самый главный вопрос я просто боялся себе задать. Вот этот вопрос:

Цви, кто ты?

Это было в Дженине, в 2004-м. Я поехал на похороны шейха Махмуда Абу Халифа — надо было сделать об этом репортаж. Абу Халиф был вторым человеком после Захарии Збейди, полевого командира «Бригад мучеников аль-Аксы», а его я хорошо знал, к тому моменту мы уже три года с ним время от времени встречались. Он доверял мне. Или мне казалось, что доверял. Збейди называли «символом второй Интифады», на его совести (если у него такая есть) — гибель десятков, а то и сотен, израильтян. Спецслужбы безуспешно охотились за ним к тому моменту уже несколько лет.

Конечно, я хотел взять интервью у полевого командира, чей заместитель только что был уничтожен. Постепенно раздвигая толпу, я приближался к своему старому знакомому, пока не оказался прямо напротив него. И тут произошло то, чего я совсем не ожидал. Збейди неспеша поднял руку вперед. Я еще подумал тогда: «Это он приветствует меня — или хочет остановить?». В его руке был какой-то небольшой предмет. Я не успел ни разглядеть его, ни даже мысленно спросить, что это. Несколько человек вокруг меня ахнули и отшатнулись, а прямо над моей головой что-то просвистело. Только тогда я осознал, что это был пистолет! Что мой старый арабский приятель стрелял в меня!

— Захария, что ты делаешь? — крикнул я.

— Цви, уходи отсюда немедленно! Я поклялся убить первого встречного еврея!

— Но я не еврей! Я журналист!

— Ладно, ты журналист, но ты еврей, — сказал он, опуская пистолет.

— Нет, я… я израильтянин. — Так я сказал ему тогда. И действительно, я ощущал себя израильтянином новой, прекрасной формации — без тех ограничений, которые были у моих родителей.

— А ещё?

— Ещё — я человек.

— А ещё?

— Я… гражданин мира!

— Не знаю я, что значит — «гражданин мира». Скажи, кто ты по своей вере, какая у тебя религия? Кто ты, Цви?

— Мне не нужна религия, я не такой примитивный, как ты. Мне не нужен Б-г. Еще в детстве я распрощался с ним.

— Так значит ты себя не считаешь евреем? Ну, тогда ты попросту глупец. Потому что если я убью тебя сейчас, — он снова приподнял руку с пистолетом, — я сделаю это не потому, что ты журналист, израильтянин или, как ты говоришь, «человек». А потому, что ты еврей. Глупо умирать за то, кем ты не являешься.

Кто я? Где моя земля? Где мое место силы? У меня не было ответов на эти вопросы. Если бы меня тогда спросили — есть ли Б-г (хотя никто не спрашивал), я бы ответил — какая мне разница? Есть мир, и мне неважно, Б-г его сотворил или кто. Но тут ответ на этот вопрос почему-то стал очень личным. От ответа на него зависело, что мне делать со своей жизнью. Я явно хотел от своей жизни чего-то большего. Чего именно — тогда я не знал. Но хотя бы до меня дошло, что для арабов мы всегда остаемся евреями, что бы мы сами про себя ни думали.

Видимое и невидимое

В 2006-м году, накануне Рош аШана, решил я податься в Индию, несколько недель там помедитировать. А медитировал я, в результате, с Ликутей Могаран рабби Нахмана из Бреслава!

Получилось всё вот как. Я забронировал себе билет в Дели через Киев, и со мной, конечно, как всегда перед Рош аШана, летели толпы религиозных евреев — в Умань, на могилу раби Нахмана. И уговорили меня «заскочить» с ними на пару деньков в Умань. Я и заскочил — почему бы нет?

Сначала я в Умани не очень впечатлился. Я вырос в Иерусалиме, много видел религиозных и всегда чувствовал себя среди них чужим. В первый день эти люди с их бесконечной энергией и радостью просто бесили меня, но потом… Потом была праздничная трапеза в еврейской семье. И то, что ощущалось поначалу как хаос, стало как-то упорядочиваться. Вдруг я увидел, что веселье этих людей кардинально отличается от веселья вечеринок и дискотек. Они радовались не выходному дню, не поводу выпить, не возможности расслабиться, не новым знакомствам… Они радовались своей связи с Творцом Мира! «Вот это да!..» — думал я. — «Если у меня будут дети, я бы хотел, чтобы в их жизни была такая радость…»

Свою собственную жизнь я тогда не собирался менять. Но вот чтобы какие-то гипотетические дети жили так же, как я, — мне не хотелось. Пусть бы у них был такой свет, и такие мелодии, и такая чистота… В Индию я полетел с книгами рабби Нахмана. Что-то в этом было эксцентричное — сидеть в индийском ашраме и изучать книги по хасидуту!

Мог ли я прийти к иудаизму без Индии? Не знаю… На тот момент для меня понятия «иудаизм» и «духовность» не имели ничего общего. Иудаизм был чем-то древним, отжившим, ограниченным. Индия же стала для меня местом, где я мог ощутить то, чего попросту нет в западном мире — а значит, нет и в светском Израиле. Что действительность — это не только то, что ты видишь, но и то, чего ты не видишь. Ответов на другие вопросы Индия мне не дала. На следующий год я вновь туда поехал, и снова читал там книги по иудаизму. Вернулся я с твердым решением соблюдать шабат и искать себе жену.

* * *

Помню, когда я еще был без кипы, в 2000-х, останавливая свой мотоцикл на очередном светофоре, я ждал, пока какая-нибудь религиозная семья перейдет дорогу. Муж, жена, дети в колясках, дети на руках, дети на велосипедах. Я смотрел на них и думал: «Не-е-ет… Шесть детей? У меня такого никогда не будет. Для чего? Куда столько? Как с ними можно вообще справиться? Немыслимо!»

Сейчас у нас с Мейталь, слава Б-гу, восемь детей. Мы с ней познакомились чудесным образом ровно в тот момент, когда мы оба были к этому готовы. И рождение каждого из наших детей — чудо. Но сейчас я понимаю, что чудо — это не только неожиданно приходящее спасение в ситуации, из которой нет естественного выхода. То, что Збейди в меня не попал; и то, что знакомый хасид пригласил меня на праздничную трапезу на Новолетие; и то, что я висел над пропастью, застряв между камней, и не свалился в неё — всё это, конечно, чудеса. Но каждый новый день близости с Творцом — не меньшее чудо!

 


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего